Поиск
Тайна: Скипер и Змей Горыныч — близнецы-братья?

Драконы, Змей-Горыныч и Хаос

Глубокоуважаемый мной Владимир Иванович Даль даёт такое определение:

«Дракон — крылатый (летучий) змей, мифологическое существо».


То есть наш Змей-Горыныч — дракон!

А дракон — не просто необычная большая ящерица. Дракон — с крыльями, рогами, может иметь несколько голов и изрыгать пламя. Так что другое определение нашего Горыныча — дракон. И вот именно этот образ — древний и мифологический.

Драконы произошли от возникшего ещё до начала времен Хаоса — собственно, в мифах часто повествуется о великих битвах Богов с силами тьмы и Хаоса. Многим Богам пришлось выдержать схватку с огромными чудовищами, которые нередко выглядели как драконы.



Драконы, Змей-Горыныч и Хаос


Люди, а не Боги побеждают драконов?

Затем что-то поменялось в сознании людей, и стали появляться легенды, в которых победы над драконами одерживают люди. Добрыня Никитич, например.

Надо сказать, что это свойственно именно древнерусским представлениям — на востоке (Китай, Япония) драконы воспринимаются ровно наоборот, как воплощения неких Высших Сил, покровительствующие этим народам. Что заставляет задуматься, конечно.




Попранный Змей

Изображение поверженного дракона сегодня нас не удивляют. Да что там говорить! На гербе России — Георгий-Победоносец, поражающий Змея. На гербе города Архангельска, кстати, тот же образ. В Федеральном конституционном законе сказано:

«На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».


Всадник символизирует победу добра над злом.

Если припомнить, что культ Георгия-Победоносца — это сохранившееся в эпоху двоеверия поклонение Богу Солнца Ярило, то аллегория становится понятной. Солнце нашего Мiра побеждает тьму Хаоса.




книги сказок

Борьба с Горынычем — это борьба со злом

Вот ещё сюжет русской сказки:

— Змей наелся-напился, стало его в сон бросать; он заставил королевну искать у себя в головах, лег к ней на колени и заснул крепким сном. Королевна вызвала Зорьку; тот вышел, размахнул мечом и отрубил змею все три головы; потом разложил костер, сжег змея поганого и пустил пепел по чистому полю.


Здесь королевна была взята змеем замуж насильно, герой освобождает ее с помощью самой жертвы. Определение поганый, которым характеризуется змей, говорит о времени создания сказки, поскольку подчеркивает, что змей символизирует иноверную злую силу, противостоящую славному воину-змееборцу (поганый — «гадкий, мерзкий, пакостный, скверный, нечистый по вере или по обычаям, поверьям; языческий, относящийся до идольства, до почитания кумиров» (Даль 1998: 153)).




Есть пересечения с мифологией других народов?

Мне показалось, что именно в понимании образа дракона (как посланца Хаоса) в мифах разных народов, можно «почувствовать разницу». Если предположить, что идёт борьба Порядка и Хаоса, и мы на стороне Порядка (созданного Богом Родом), то наше отношение к драконам должны быть вражеским, не так ли?

Какие образы драконов известны? Не беру современное фэнтези, в которой, кстати, драконы предстают мудрыми, даже немного печальными, долгоживущими оборотнями. Если в этом и есть опора на старинные мифы, то только на восточные.

Шумерский Богиня Зу/Анзу: Дракон (львиноголовая орлица), которая украла Скрижали Закона (Тупсимати) у Бога Энлиля. Был послан Нинурта, Бог Солнца, он победил Зу и вернул Энлилю Скрижали Закона. Как видим, тот же миф победы над драконом.

Древнегреческая Лернейская Гидра: Чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, побеждена сыном Бога Зевса Гераклом.

Индийский Вритра: Чудище-Змей, пленивший воды всех рек и вызвавший засуху на земле. Все, в страхе убегали, заслышав шипение дракона, заградившего речные русла и свернувшегося в девяносто девять колец. И только Индра, Предводитель воинства Богов, с помощью ваджры - оружия, выкованного божественным мастером Тваштаром, поразил чудовище.




Змей силён, побеждает даже Богов!

Все мы знаем миф о поражении Бога Перуна с первой битве со Скипером. Любопытно, что в мифологии других народов такой сюжет повторяется в битвах Богов с чудищем.

Вот малоазийский миф о битвах Бога грозы с противником-чудовищем Кумарби. В дошедшем хеттском изложении мифа сохранилось сообщение о низвержении чудищем в море вставших против него 70 Богов, о бегстве прочих, покидающих свои дома, Божеств, в том числе и Бога грозы. После состоялась новая битва, в которой Громовержец побеждает чудище.

Древнегреческий миф о чудовищном Тифоне и Боге Зевсе. Первое сражение этих противников разыгрывается так: Тифон, обвив Зевса и вырвав у него меч, перерезает Богу жилы на руках и ногах, а затем «подняв на плечи перенес его через море в Киликию и войдя в Корикийскую пещеру, положил. Там же вместе он положил и жилы (Бога), закутав их в медвежью шкуру и на страже поставил Дельфину-драконицу». Гермес и Айгипан возвращают вырванные жилы изувеченному Зевсу, и тот во второй битве одолевает мирового узурпатора.

Известные и другие мифы, где Боги терпят поражение от чудовища в первом столкновении:

Греческий Бог Аполлон и Пифон, змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище.

Египетский Бог Сет и чудовище Апоп.
Сцены борьбы Сета и Апопа находят в гробницах фараонов , а затем и в частных памятниках. Сцена борьбы Апопа с Богом Сетом (или Сетом-Баалом), которая тиражируется на скарабеях, скарабеоидах, плакетках и стелах, начиная с периода XIX династии, — Бог, чаще всего крылатый, замахивается копьем на змея. Сам фараон, ассоциировавший себя с Богом-змееборцем, выступал, таким образом, в качестве гаранта порядка и защитника египетской земли от сил Хаоса.

Древнегреческий Бог Беллерофонте и Химера.
Так, древнегреческий миф о Беллерофонте и Химере представлен в античной изобразительной традиции уже с архаического периода. На протокоринфском арибалле середины VII в. до н. э., хранящемся в бостонском музее изящных искусств, изображен этот миф — Беллерофонт, сидящий верхом на крылатом Пегасе, целится копьем в Химеру, изображенную как существо с головой и туловищем льва, с головой козы, растущей из спины, и с хвостом в виде змеи. Многочисленные примеры этого сюжета известны не только по вазописи, но и по вотивной терракоте, бронзовым щитам, фалерам, фризам, рельефам и мозаикам от архаического до римского периодов включительно.

Древнегреческого Персея с Медузой Горгоной.

Кадма со змеем Ареса.


***

Так, нахожу в древней мифологии то, что драконы (у ряда народов) воплощали всё же неприкрытое зло, обман, жестокость. Были какие-то особенности у Змея Горыныча, о которых знали наши предки?
Посмотрим в следующей статье.

На благо!