Поиск
Тайна: Скипер и Змей Горыныч — близнецы-братья?

Особенные черты Змея-Горыныча

Надо сказать, что злое начало нашего мифологического Горыныча любопытным образом пересекается с его любвеобильностью. Примером может служить, например, его поведение в сказке «Чудесная рубашка», в которой Горыныч выступает в качестве змея-искусителя.



Особенные черты Змея-Горыныча


Огненный змей-искуситель

По сюжету этой сказки, Иван, купеческий сын, побеждает Змея, но соглашается пощадить его. После того, как Иван, купеческий сын, привез Змея домой и впоследствии отбыл на охоту, Змей обольстил его супругу — Елену Прекрасную, чтобы выведать у нее секрет, почему Иван, купеческий сын, так мудр и силен.

Следовательно, Змей Горыныч имеет общие черты с архетипичным змеем-искусителем. Во многих сказках, Змей Горыныч при завоевании поселений облагает их данью — велит с определенной периодичностью приводить ему девиц.

С одной стороны, такая живая дань необходима Змею для пропитания, с другой — в случае, когда какую-либо похищенную Змеем Горынычем девицу приезжает вызволять главный герой, он неизменно обнаруживает ее живой и невредимой, заточенной в высоком тереме и охраняемой все тем же огнедышащим Змеем.

В результате можно отметить, что похищение Змеем Горынычем не всегда связано с поеданием жертв, а это означает, что в русских сказках у этого образа мог быть завуалированный сексуальный подтекст. Эта присущая черта позволила ему, в том числе, соблазнить Елену Прекрасную. К тому же, ему приписывали способность изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев, пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи.




Другие свойства Змей Горыныча

Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою.

В воздухе он выглядит как огненный змей. Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета (русские поверья). Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают (украинские поверья. В сибирских деревнях, например, верили, что падающие с неба звезды – это и есть огненные змеи. А, когда эта чудовищная змея ползёт по земле, под ней трава горит или сохнет.




Похож на грозу и молнию

Змей Горыныч, говорили в народе, летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом. По другим рассказам, он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя — представление, прямо снятое с природы: черная туча в полете своем по воздушным пространствам клубится подобными дыму парами и дышет огнем, вместе с вихрями выдыхает из себя и грозовое пламя.

В народных былинах встречаем "лютого зверя" Горынчища. Купался Добрыня в реке:

Как в тую пору, в то время
Ветра нет — тучу наднесло,
Тучи нет — а только дождь дождит,
Дождя нет — искры сыплются:
Летит змеище-Горынчище.



Представления о Цмоке

В белорусской мифологии свой Змей Горыныч, но очень похожего и на Скипер-Зверя. Упоминают о крыльях Цмока: больших, размашистых, словно у огромной летучей мыши. Не забывают и о сильном, гибком хвосте; смертоносном оружии, которое Цмок вполне мог пустить в ход в бою. Но обычно он предпочитал решать исход битвы молниеносно, с помощью огня.

Говорят, если Цмока злили, то своим огненным дыханием он мог спалить не только человека или дом, но и целую деревню или город. Кроме этого, Цмоков наделяли и громаднейшими зубами, и острейшими когтями, и густой гривой, и рогами на голове, и шипами на спине и хвосте, и мощными плавниками, и сияющей чешуей. Последняя, кстати, была невероятно прочной, не хуже самого дорогого доспеха и отливала на солнце золотом или серебром, хотя имеются описания и иссиня-черных Цмоков.

По описаниям, даже самые маленькие были ростом с нескольких лошадей, поставленных друг на друга. А те, которые побольше, по своим габаритам соперничали с домами. Жили Цмоки на дне рек и озер, в огромных пещерах под горами и холмами или в глухой, непроходимой чаще лесов, рощ и дубрав. Они летали по воздуху и потому очень быстро могли перенестись из одного места в другое. Говорят, чудовища даже умели ходить на задних лапах, а иногда и вовсе прикидывались людьми, да так мастерски, что сразу и не отличишь.




книги сказок

Мифы о Скипер-Змее

И, как я понимаю, именно это роднит его с легендами о Скипер-Змее, который также проявлял эти свойства. Так описывает О. Боянова поведение Скипера (книга «Чистая Жива. Плен и освобождение»):

Скипер снова взвился в тёмное небо пламенным, искромётным шаром и вдруг, услышав зов, с воздушной высоты стал падать в дом через печную трубу.

Так он делал неисчислимое количество раз, проникая в дом к молодым тоскующим жонкам возле своего становища. Облик огненного Змия он менял с лёгкостью на тот, о котором тосковала девица иль жонка. Его страшное, чудовищное тело с большими размашистыми крыльями, как у огромной летучей мыши, со смертоносным гибким и сильным хвостом, громаднейшими зубами на чешуйчатой голове, острейшими когтями и густой гривой, рогами на голове и шипами на спине и хвосте, сверкающей чешуёй вмиг покрывалось огненным маревом, исчезало с виду.

И через мгновенье на этом месте оказывался молодец несказанной красы — именно тот, о ком мечтала жонка. Иногда получалось, что облик этот был один в один умершего иль отсутствующего мужа. Иль возлюбленного, о котором тосковали. Иль облик того, кто единственный мог воскресить угасшие мечты о счастии.



Старинные былины

Хочу, для полноты картины, напомнить старинные сказания о борьбе со Змеем-Горынычем:


  • былина «Добрыня и Змей» или ее другое название «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Чудесная рубашка»
  • «Золотой конь»
  • «Звериное молоко»
  • «Иван Сученко и Белый Полянин»
  • «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе»
  • «Три царства»
  • «Фролка-сидень»
  • и апокриф «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина»

Наряду с отечественными сведениями обнаружены упоминания о «Змее Горыныче» в иранских, сербских, болгарских, польских, белорусских, словацких, чешских, словенских, хорватских былинах и сказаниях. В них представлено «некое» похожее существо, обозначаемое как «Змей Горыныч».

Как ведёт себя Змей-Горыныч в сказках? Змей может принимать разные обличья, соблазнять и похищать красавиц, пытается извести хитростью богатыря. Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную; шестиглавый змей перекинулся красавцем, сладко говорил, после перекинулся в прежний вид, схватил и унес царевну; Змей Горыныч ударился о сыру землю и сделался таким молодцом да красавцем, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать; полюбился царевне. Ещё любопытное — оборотился веником; оборотился помелом.


***

Но, надо сказать, что образы, пришедшие из глубины тысячелетий, никогда не бывают плоскими и простыми. Не только змей-искуситель наш Змей Горыныч, но и образ вселенского зла.
Посмотрим на это в следующей статье.

На благо!