Поиск
Тайна: Скипер и Змей Горыныч — близнецы-братья?

Змей-Горыныч жил и был на самом деле? Одно из мнений

книги сказок

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках чаще всего представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.

Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.

Известным свойством Горыныча является способность изрыгать пламя.



Происхождение образа Змея-Горыныча

Этнографы разделились во мнениях. Одни считают, что его образ возник как одушевление сил грозной Природы (например, смерча). Другие считают, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.

В то же время есть упоминания о неком священном Ящере — праотце, создавшего все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим Первоящером, и родились наши Мiры. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших. Неужели Бог Род был Первоящером? Или, скорее всего, это образ самого Хаоса, друзья.




Культ звероящеров на северо-западе Руси

А ведь культ звероящеров существовал и мы видим эти доказательства в орнаментах не только скандинавских, но и новгородских и псковских. Достаточно вспомнить знаменитые русальные браслеты.

Помимо того, известен чудский (вепский) миф о неком двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой изрыгал в небо утреннее солнце.

Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем «на земле, обращенной к северному ветру» и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные кровожадные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Похоже, это не страх перед мифическими тенями, а вполне реальной явной угрозе.

Тут вспоминается новгородская былина о Садко, которую признают одной из самых древних, рождённую во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан.

Однако в ряде случаев он упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде.

Вроде древняя сказка, если бы не бытовые детали, которые заставляют задуматься. Речь идёт о гуслях, как широко распространённом инструменте в дохристианскую эпоху. Подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде представляют собой инструмент с головой ящера, также на оборотной стороне есть птица (небо), конь (земля). А ящер, получается — мир водный. И, скорее всего, это и есть изображение «водяного царя», причём такого же реального, как конь и птица.




Змей-Горыныч жил и был на самом деле


Изображения ящера

В раскопках в новгородской и псковской областях находят много изображений ящера: на русальных браслетах, на ковшах и на коньках домов. Это образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами.




Почитание с любовью или страхом?

Пожалуй, сохранились свидетельства страха, испытываемом людьми перед чудищем.

Приносили жертвы подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом так:

«Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь...».


Называли это чудище «лютым зверем коркодилом», знали, что он нападает на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих.

Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано:

«...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».


А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века:

«В лета 7090 (1582 год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262).


Таким образом, культ звероящера был, но воспринимался через дохристианскую мифологию первотворения. Воспринимались ящеры как злые существа, вероятно, посланники Хаоса.

Исследователи, которые придерживаются мнения, что некий звероящер существовал на самом деле, как реальное существо, также считают, что, вместе с христианизацией были проведены «зачистки», чтобы лишить народ опоры на мифологические языческие представления.



***

Но был ли прообраз нашего Змея Горыныча этим водным ящером – коркодилом? В имени-то его слышится «гора», а не «река»? Посмотрим на это в следующей статье.

На благо!