Поиск
Тайна: Скипер и Змей Горыныч — близнецы-братья?

Змей-Горыныч — воплощение бессмертия или абсолютной смерти?

«Сказка — ложь, да в ней намёк», — все мы это знаем. Сказка — не только увлекательный волшебный мир, но и отражение духовного опыта народа, его представлений о добре и зле. Тем не менее, мы должны помнить, что сказки тоже меняются под воздействием «господствующей парадигмы» и могут представлять собой удачные переделки под позднейшее мировозрение. Продолжим рассматривать известного сказочного Змея Горыныча и поговорим о нём, как о том, кто, встретившись с главным героем, непременно угрожает тому смертью.



книги сказок

Кто угрожает главному герою сказок смертью?

Вспоминаются Баба-Яга, Кощей Бессмертный и наш Змей Горыныч.

О бабе Яге написана тайна, можно посмотреть здесь и оценить её роль в инициации парней и девушек. Образ неоднозначный и, скорее всего, сохранившийся с языческих времён.

О Кощее тоже много сказок сложено, и они тоже противоречивы под наслоением времени и попыток переделать мировозрение нашего народа. Приведу небольшой отрывок из книги О. Бояновой («Чистая Жива. Будет ли счастье?» издательства «Северная сказка»), чтобы показать многообразие противоречивых сказок о Боге Кощее:

— Кощей и впрямь выглядел мрачным, с лихорадочным блеском глаз. Пока он молча пил чай, наливая его из чашки в блюдце, Вий внимательно разглядывал его. Потом кашлянул:

— Ты ведь в детстве хотел быть звездочётом, дитя Прави? Но случилась война… размолвка с матерью и правными Богами… уход с Чернобогом. Принял на себя роль темника-полководца и с тех пор охраняешь мiроздание от тех, кто уходит с правой дороги? Но люди неблагодарны, знаешь?

Кощей молча кивнул, и, похоже, это не очень его волновало.

Вий продолжал:

— Забавно, но именно тебя многие люди считают смешным худым стариком, сам, мол с ноготь, борода с локоть, приписывают тебе бич в семь сажен и, мол, живёшь ты в избушке на курьих ножках… Но судят о тебе по-разному… В другой раз мне передавали, мол ты — просто больной и сумасшедший колдун, который над златом чахнет. В третий — что имя твоё непонятное — то ли от слова «кость», то ли от слова «пленник-кошь». Не всяку ложь к себе приложь.

Тут Кощей начал слегка улыбаться и фыркать в чай:

— Ты, может, ещё не слыхал, отец, новую байку. Рассказывают про меня, Кощея, что он, ну, то есть я, — отец Чуд-юд, муж змиихи-ведьмы и лежу, мол, на железной кровати с закрытыми веками, и, когда нужно что-то скрытое увидеть, поднимают ему веки двенадцать могучих богатырей. Это похоже на то, как про тебя рассказывают на южных окраинах.

Тут даже Вий усмехнулся:

— Быль что смола, а небыль — что вода. Да,вспомнил, приписывают тебе силу триста лет прожить без воды, а после трёх вёдер богатырём возродиться. Какие ещё байки про себя знаешь? Давай, кто больше!

— Ну, слыхал, что я, то есть сказочный Кощей, однажды превратил в камень целое поселение.

— И превратил какого-то мужика в орех! — засмеялся Вий.

— С превращениями я вообще мастак! — подхватил Кощей. — Однажды, мол, превратил царевну в змею. Это последняя байка, отец, я выиграл.

— Нет, я посмешнее знаю, — Вий не хотел уступать. — Ты однажды надел на красавицу, которая отказалась выходить за тебя замуж, лягушачью шкурку. Она её могла снимать, но ненадолго. Мужа себе нашла, показалась ему красавицей, а потом вроде шкурку её муж сжёг, а она всё равно к тебе вернулась.

— Хм, это было не смешно, — Кощей, противореча своим словам, ухмыльнулся. — Уж думал, что удачно влюблённую в меня девочку замуж пристроил, а она таки всё равно сама вернулась. Заново ей пришлось всё объяснять. Муж стал в ворота стучаться, геройствовать, она стала ему помогать почему-то. Никогда не мог женщин понять. Ни тогда, ни сейчас. Ладно, ты выиграл.

Кощей и Вий привычно хлопнули друг друга по ладони, и стало заметно, как они близки друг другу. Сын долил себе новую чашку чая, и отец посмеялся про себя — Кощей и впрямь всегда много пил воды.



Змей Горыныч, пожалуй, самый злой!

На фоне «смертоносных», но заставляющих сомневаться, персонажей русских сказок, Змей Горыныч выглядит злодеем вполне понятным, хотя и тоже отражает в себе сложную картину Мiров.

По всему выходит, что Змей Горыныч — символ Иных Мiров, за пределами нашей Родины, противник рода человеческого, иностась запредельного зла. Он пытается захватить воду, и переход через реку, гору (живёт там) и пещеры (вход в гору), охраняет несметные сокровища, клады; стремится удержать за собой корни Мiрового Древа, живую и мёртвую воду, а также — волшебный сад с молодильными яблоками.




Воплощение абсолютной смерти

Появляясь на земле, Змей Горыныч изрыгает пламя, губит испепеляющим огнём всё живое, убивает людей, похищает девушек. Словом, представляет собой воплощение абсолютной смерти — как телесной, так и духовной. Именно цель насаждения страха и подлости, гибели духовной, могут означать такие действия, часто описываемые в сказках:

«Отдай свою дочь, не то все царство огнем сожгу, пеплом развею!»

«Брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее».


Представьте то, как должен чувствовать себя царь, отдавая дочь чудищу на съедение, и ведь отдавал, судя по сказке! А если подумать о стремлении захватить красивых девушек и сразить отважных воинов — то погубить не только людей на своём пути, но и прервать родовую линию.




Змей-Горыныч — воплощение бессмертия или абсолютной смерти


Калинов мост в Тот Мiр

И, конечно, надо вспомнить известный образ — Калинов мост из сказки «Бой на Калиновом мосту»:

Вот раз возвращались они с охоты, выбежала царица из горенки, слезами заливается:

— Сыны мои милые, напали на нашу страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.


Река Смородина выступает в представлениях нашего народа как рубеж между Явным Мiром и Мiром Мёртвых. Название «Калинов мост», кстати, происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла) докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым.

Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во сказаниях, а также в заговорах. Выражение «перейти Калинов мост» — означала смерть, а «встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту» — означала встречи перед свадьбой (замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом).

По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.

Таким образом, Змей Горыныч — непосредственно связан со смертью и помехами для правильного перехода. А, когда нет правильного перехода Души в Мiр Иной, то Душа превращается в навью, Хаосом порченную.




Героический эпос?

Похоже, все сказки, в которых главный герой побеждает Змея Горыноча можно считать героическим эпосом? Сказом, в котором герой совершает просто невозможное — одерживает победу над самим посланцем Хаоса-Утгарда?

После этого можно полностью оценить и миф о победе Бога Перуна над Скипером! Битву, которую он сначала проиграл и был закопан на триста лет, после освобождён Богами Велесом, Стрибогом и Хорсом, собрал рать из людей и одолел Скипера, закопал его в гору, где он может только вздыхать и сожалеть о поражении.


***

Об этом подробнее читайте в книге О. Бояновой «Чистая Жива. Плен и освобождение», а я хотела бы показать Вам целый пласт народной культуры.

На благо!