Поиск
Тайна: Святая вода. Где, когда и почему?

Какая вода считается святой?

зимние подарки

Мы уж знаем, друзья, что древнеслаянское слово «святой» означает «чистый», потому речь здесь пойдёт о святой чистой воде, которую наш народ использовал в многочисленных случаях.

В каких? О том эта статья.

Проточная, дождевая, колодезная

От всех болезней использовали проточную воду, именно этой воде приписывали оздоравливающие свойства, считая наравне с дождевой и колодезной «живой» водой.

Умывание во время первой весенней грозы способно было отвести любую болезнь. Принимать несколько ложек воды прямо из реки, натощак, считалось хорошим средством при многих болезнях.

Дождевая вода считалась надежным средством, облегчающим агонию тяжело умирающего человека. Для облегчения агонии поили дождевой водой с крыши или из дорожной колеи, или колокольной водой, водой с каменного креста; где-то использовали отвар с могилы последнего покойника, или с безымянной могилы.

Вместе с тем для купания новорожденного не следовало использовать дождевую воду, иначе к ребенку будут легко приставать болезни.

Согласно поверью, первые капли дождя обладают животворящей силой, оздоравливают человека, дают детям рост, поэтому больных и детей старались выпроводить на улицу под первый весенний дождь; девушки умывались дождевой водой для белизны лица.




когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер

Вода на Купало, Водокрес, Спас

На Русском Севере в купальскую ночь умывались от всех болезней, так же поступали в Водокрес Малый и Великий, а также на Спас. Об этом подробнее – в другой статье этой тайны.




Ломаная вода и град

От болезни суставов использовали «ломаную воду» — после ледохода. Град повсеместно использовали для лечения зубной боли.




Ключевая и родниковая

Но особенно целебными считалась ключевая и родниковая вода, ее почитали наравне с крещенской и считали святой. После окачивания водой из таких ключей больные часто выздоравливали.




Мёртвая и живая вода

С оздоровительной функцией воды соотносится сказочный мотив оживления героя путем купания его в мертвой и живой воде. В основе таких воззрений был древнейший культ почитания и поклонения воде.

В народных верованиях и сказочной прозе «живая вода» добывается в труднодоступных, непроходимых местах: в горах, из-под корней высоко растущего дерева, в пещерах, ямах, в «заклятых» местах, в чудесных колодцах, на краю земли и тому подобное.

«Мертвой», вредоносной считалась вода, в которой обмывали новорожденного, больного, умершего. В то же время, вода, после обмывания мертвого, могла быть и лекарством от той болезни, от которой умер человек. Чтобы избежать рекрутского набора, новобранец мылся водой, которой обмывали покойника и мылом от мертвеца, чтобы казаться нездоровым.

На Руси жене гулящего мужа советовали поить его отваром воды с могильной землей, тогда распутство в нем умрет навсегда.

В то же время, некоторые источники (к примеру, один из источников знаменитого Куртяевского источника) считались источающими «мёртвую воду», которую нельзя пить, но хорошо омываться для очищения. То есть это вода дезинфицирующая. Видимо, именно такую воду упоминали в сказках о «мёртвой и живой» воде.




Магическая роса

Обычай обмываться юрьевской росой (Ярилин день 23 апреля) для здоровья известен у всех славян. Особенно целительной считалась купальская и юрьевская роса, она служила не только для здоровья, но и в бытовых целях: ей кропили кровати и стены, чтобы не водились тараканы и клопы.

Ритуалы, связанные с росой составляли важную часть купальской обрядности, даже ночь накануне Купала называлась Росой. Особенно целебной роса считалась для глаз. В этот день совершались обряды у источников. Встречаются и прямые свидетельства о катании по «купальской росе». Хранили росу как надежное средство против кожных болезней и для любовной магии.




Талая четверговая вода

Особое значение придавалось талой воде, в которой старались купаться в «чистый» четверг. Больные (особенно с кожными заболеваниями) в этот день купались в речках и использовали даже воду из ручьев. С этой же целью брали воду из трех родников, ходили на «прощенье» к источнику, проводили (в некоторых селах проводят и в настоящее время) религиозно-магический обряд во время засухи.




Вода чистого четверга

«Сверхчистой» и оздоровительной считалась вода Великого четверга, взятая из водоема на восходе солнца. В народе происходило обязательное умывание такой водой всех членов семьи для здоровья.




Опасная вода

Опасной считалась вода, которой обмывали покойника, поэтому ее выливали в специальное место во дворе, где не ходили. В день поминовения на могилу приносили воду, чтобы на том свете не было жажды у покойного.




зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи

Крещенский снег

Был известен обычай собирать ночью со стогов в поле и с крыш дворовых строений «крещенский снег»: его топили и использовали для отбеливания холстов и для лечения.

Собирали также в полночь крещенский снег. Считалось, что вытаянная из него вода может лечить судороги, головокружение, онемение в ногах и другие недуги, а вылитая в колодец делает его неиссякаемым в продолжение целого лета, даже если летом не выпадет ни единой капли дождя.




Как делают святую воду

Дополнительную святость воде придавали предметы и традиционные обереги, которые добавляли в воду: серебро, гвозди, топор, иглы, хлеб и др.

Можно ли святую воду разбавлять, если мало осталось? Нет, нельзя. Потому что благодать не разбавляют. В обычную воду можно налить святой водой. Это не все равно. Помните, в химии, что вливается: кислота в воду или вода в кислоту? Нельзя вливать воду в кислоту — раствор может выплеснуться, обжечь, получится взрыв. Даже в химии существует иерархия. Так же, как нужно вливать спирт в воду, а не воду в спирт. Если у вас кончается водокресная вода, возьмите простую и налейте в нее водокресной воды.




Вода со столовых приборов

В Вятской губернии больную окатывали водой, слитой с трех ложек, вилок и ножей, и приговаривали:

«Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так (имя), будь тиха и спокойна».


В Архангельской области больного отводили в подпол и кропили водой через решето, в которой лежали три ложки и ножницы.




Колокольная, яичная и щучная вода

От немоты поили колокольной водой, которой обливали язык колокола. Для легких родов пили яичную воду, в которой мыли куриные яйца, чтобы рожала, как курица несет яйца. При коликах давали отвар из девяти колючих растений или настой щучьей челюсти.




Вода с дверной скобы

Известным способом лечения было поливание дверных петель или ручки двери водой, на которую знахарка перед тем прочла лечебный заговор, при болезнях скота на ручку двери лили молоко или мочу коровы, испорченной колдуном.




Вода с углов стола

Для удаления недуга больных обливали водой, слитой с углов стола, с добавлением серебра, соли или хлеба.




зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи


Угольная вода

От сглаза поили угольной водой, в которой гасили угольки.




Отвар с образа Макошь

Безнадежно больным давали пить отвар из трав и цветов, которыми убирали икону Параскевы Пятницы (скрытый культ Богини Макошь).



Как видите, источников получения святой воды много, и все они используются для улучшения жизненных обстоятельств. В следующей статье посмотрим обряды поклонения Богине Воды у нас на Русском Севере.
На благо!