Поиск
Тайна: святочные шалости. Что мы можем сейчас себе позволить?

Праздничная трапеза — какой она была в зимние святки?

защитный обряд на коляду практикум

На святках было три обрядовых ужина: с 24 декабря на 25 (по новому стилю), с 31 декабря на 1 января (по новому стилю), с 18 на 19 января (по новому стилю). Все они были связаны с земледельческим календарём и полны магией благополучия, здоровья, счастья.

Все эти встречи проводились чинно, со всей семьёй за столом, и готовились особые ритуальные кушанья. Первые части этих блюд посвящались Духам, Предкам, Богам.

Что же готовили? Не ждите от меня рецептов, буду обсуждать ритуальную часть происходящего. Посмотрим на это внимательно.



баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья



Подарки Дворовому и Домовому

Расскажу, как это было у нас, на Севере. Важное место в трапезе занимали «сватьевские» пироги из пшеничной муки, жаренные в масле, с начинкой из толокна или сахарного песка. Второй повод для таких пирогов — когда в гости к тёще приходил зять.

Чай и сахар с праздничного стола северяне жертвовали духам — покровителям хлева: хозяйка входила в хлев, кланялась в четыре угла, клала еду в каждый угол и говорила: «Хозяин хлева и хозяйка хлева! Примите подарки! Храните и берегите (перечисление. — И.В.) животных!». Домовому ставили угощение в красный угол (первые части блюд праздничного стола).




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


Выпекали большой круглый хлеб из ржаной муки — этот хлеб с солонкой на нем лежал на столе весь святочный период; хлеб, пролежавший на столе весь святочный период, считался целительным для человека и домашних животных. Впоследствии этот хлеб, по одним сообщениям, скармливали коровам и лошадям, а по другим — убирали, чтобы использовать в жатвенных обрядах.




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


К новому году северяне обязательно готовили ячневую кашу — в качестве верчи Морозу, имевшему большую власть в зимний период. В Васильев вечер хозяин и хозяйка выходили с горшком каши на крыльцо и ложкой бросали ее на четыре стороны, крича: «Мороз! Ешь кашу! He морозь наших хлебов (ячменя/ржи)!»

Иногда в жертвоприношении Морозу к аграрным мотивам присовокуплялись эротические, если состав исполнителей обряда был молодежным: так, в эту ночь девушки мазали ячневой кашей окна у парней и кричали «Мороз! He морозь наших хлебов (ячмень, овес), а морозь ... у парней!»; парни выбегали из домов и ловили девушек. Вот вам пример святочных шуток — как вам? В таком обряде проявлялось соперничество полов, предшествующее брачным отношениям.




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


Также жертвенным блюдом Морозу являлся овсяный кисель, который хозяева разбрасывали с крыльца дома со словами: «Мороз! Ешь кашу! He морозь наших хлебов!»




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


Иногда делали загусту, кашу из ржаной муки, заваренную кипятком. Утром после Васильего вечера всей семьей приносили на гумно горшок с кашей, становились вокруг него и, прежде чем начать есть, кланялись в четыре угла гумна и говорили: «Иди есть кашу, хозяин гумна и хозяйка гумна, идите есть кашу и помогите нам смолотить все, что нужно, в новом году собрать зерно».




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


Известны и козульки, изображавшие разных животных — коз, коров, быков, лошадей и т. и. Козули пекли на начало Святок. По обычаю, пекли их девушки. К ним в дом приходили холостые парии, девушки давали козульки приглянувшимся парням. Вечером парии, собравшись на вечеринке, похвалялись собранными козульками, по которым судили об умении будущих хозяек.

Это обрядовое печенье было составной частью обряда колядования; колядующих одаривали «коровками». Требованием подать «коровку — маслену головку» заканчивались нередко и сами колядки.

На Русском Севере известен еще один вид обрядового печенья — шаньги. Это круглые, средней величины, лепешки, которые положено было печь во время многих обрядовых празднеств, в том числе и на Васильев вечер. По рассказам жителей Лешуконского района, в доме, где собиралась на вечеринку молодежь, каждая девушка по обычаю приносила с собой домашнее печенье, в том числе шаньги, по десять штук каждая. Ещё и гадали: «Девушка встает рано утром... С первой выпеченной шаньгой нужно пробежать по деревне; кто первый встретится — нужно спросить имя. Такое имя и муж и будет».




баска ужна, святки славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер, что ели на святки, ритуальные кушанья


Обрядовое печенье в сочельники (сочни) пекли из ржаной муки, клали в них конопляное семя.

В разных районах существовали и иные подношения: рождественские пироги на Псковщине, калачи и «святочные козули» (последними, как правило, наделяли родственников) в Поморье и в ряде других северных районов, шаньги и пироги на Севере, в Сибири и на Колыме и т. п. Мужские коллективы, исполнявшие виноградье, обязательно награждались печеным съестным; в деревнях по р. Вычегде (ныне Ленский р-н), например, толпа мужчин тащила за собой санки, на которых лежал мешок для шанег и стоял деревянный лагун (ушат) для пива.




зимние подарки

Традиции Васильевого вечера

Вечер, конечно, знаменательный. Имел несколько названий — День Святой Мелании (Маланьи), Васильева Коляда, Щедрый вечер, Жирная кутья, Щедруха. У нас назывался БАСКА УЖНА. «БАСКА» означает «красивый», «нарядный», «добротный», «УЖНА» — ужин. В других местах обряд известен как Новый Год, а после 1918 года Старый Новый Год.

Полным ходом шли приготовления к обильному, праздничному застолью. Хозяйки старались наготовить как можно больше еды, потому что верили: чем богаче, разнообразнее стол, тем лучше настроение домашних и гостей, больше разговоров, песен, шуток, смеха. Демонстрация в эти дни сытости, довольства, благополучия, добрых отношений, испокон века считалось, обеспечивает их и на протяжении всего года.

Так что не зря с Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений:


  • Маланьины сборы.
  • Наряжается, что Маланья на свадьбу.
  • Наварила, ровно на Маланьину свадьбу.
  • Маланья — кишечница, колбасы едят.

Традиции празднования Нового года до 1918 года, когда он был Васильевым вечером и делил святки на две части, с 1700 года до 1917 года включительно. Кстати, хорошие традиции, пора их переносить на нынешний Новый Год.

Перед Баской ужной с утра каждый выполнял свое поручение: мужчина должен был наносить во все емкости воды, женщина — зерна, дети — дров, бабушки, например, муки и т. д. Этими действиями хотели обеспечить безбедное существование в новом году.

Обязательно мыли избу, вычищали всю грязь, вымывали всякую нечисть, все прибирали; сами ходили в баню. Вспоминают, что особых праздничных одежд не было, просто одежда должна была быть чистой, а уж если есть возможность, то и нарядной. Старожилы добавляют, что «мыли не только избу, но и стол, покрывали его вышитой скатертью.

Закрывали праздничный стол до того, как сядут за него, чистым вышитым полотенцем». Про белую браную скатерть с кружевами и чистые вышитые полотенца упоминают почти все, кого спрашиваешь. Стол этот открывать перед трапезой начинали именно с красного угла, то есть оттуда, где Боги. Этот момент многими сегодня забылся, но старые люди указывают на его обязательность и важность.

Самое важное: это вечер, когда вспоминали родных, ушедших в Навь и Предков вообще. Зажигали свечи и ставили поминальную еду. Главное обрядовое действие: кликали Деда Мороза, и в его лице — Богов и Предков. Обязательно готовили кисель, именно киселём задабривали Мороза.

В обряде главными действующими лицами были старики и дети. Прежде чем приступить к трапезе, старики или дети, а иногда старики вместе с детьми кликают Деда Мороза: «Дедко Морозко, иди к нам ужинать, Новый год праздновать!»; «Мороз-Мороз, не бей наш овес (перечисляются злаки, которые мороз не должен был побить)», «Мороз-Мороз, не бей наших ребят, наших поросят, ягнят...».

При этом надо открывать входную дверь и «махать» ею, впуская холодный воздух. После чего начинался праздничный ужин. Со стола не убирали до утра. Для Мороза оставляли свободный (пустой) стул и прибор за столом в течение всего вечера.

Дед Мороз — образ сложный. Обязательным атрибутом Мороза был пояс, а обязательным атрибутом стола были полотенца. Этому есть свое объяснение. Пояса и полотенца выполняли священную связь между предками и потомками, были своеобразной дорогой от живых к мертвым.

С этим праздником люди связывали самые большие надежды и мечты, подводились итоги прошедшего года и проводились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года. Наверное, поэтому у нас на Баскую ужну принято ставить на стол не менее 12 блюд, чтобы семья каждый месяц жила в достатке.

Отдельными блюдами считались хлеб, напитки, даже соль. Также на праздничном столе стояли другие узнаваемые блюда: пироги, кутья, блины. Всё это связывалось одним смыслом — магические обряды для благополучия на следующее лето.

Обратим внимание на то, что почти все блюда Баской ужны были ритуально-поминальными. Но видим и другое: кроме еды, направленной на поминовение усопших, на Баскую ужну используются и те блюда, которые готовились при рождении ребенка (взвар, например). Таким образом, обряд Баской ужны направлен на взаимосвязь смерти и рождения, поминовения усопших и рождения потомков, на преемственность поколений, на жизнь вечную (вспомним и обязательные вареные яйца — символ вечной жизни). Неспроста, видимо, и главными участниками этого обряда были дети и старики.




книги сказок

Баские коровушки

Расскажу ещё об одном печенье из пресного тугого теста. На Васильев вечер пекли «васильчики»: коровушек, лошадок, козлов, собак; их же называли «коровушками». Вечером накануне праздника «коровушки» выносили на мороз, а утром кидали в кипяток и затем сажали в нежаркую печку. «Коровушек» украшали («цветная коровушка») — тестом прилепляли к бокам красивые тряпочки (височки), бумажки. «Коню», чтобы стоял, в ноги вставляли спички. «Мигунки» делали — накатают шарики из теста и сразу съедают.

«Коровушки» делали из пресного теста (из пшеничной или, если нет пшеничной, из ржаной муки и воды, без соли). Делали целую сковородку «коровушек»: цыпушек (птичек), петушков, лошадок, собачек, рыбок, курочку-наседку, зайчика с гитарой, белочку с корзинкой и орехами, оленя с рогами, тройку лошадей с девочкой-кучером.

«Барашек» — разрезали у фигурки ножиком ножки, делали рожки, обвивали жгутиком и заворачивали петельку.

«Птичка» — в середочке ямочка-углубление; под неё клали «яички».

«Наседочка» — кружочек из теста, на который посажены маленькие «птички».

«Лошадь с санями»: в «сани» садили «мужиков», «детей».

«Коровушек» украшали цветочками, петельками, разноцветными ниточками. Делали «тянитолкая» — сзади голова и спереди голова Потом их съедали ребятишки.

В святки на беседе девка дарила «коровушку» своему парню. Парни просили: «Девки, давайте коровушок». Для парней девушки делали большую «коровушку» с веточками («баская коровушка») — как курочка с цыплятами: на кольцо из теста по краям кругом садили цыпляток, в клюв вставляли веточки; украшали плетешком из теста.

Одну фигурку «васильчика» («коровушку») ставили в красный угол, как подношение Предкам. «Там они стоят год. На следующий Васильев вечер их размачивают и отдают скотине или относят на кладбище.




Странные игры

В это время люди вели себя совсем по-другому, несдержанно и весело. Ходили колядовать, распевали «виноградарье», девушки с парнями пели, танцевали и играли в странные игры.

Вот с ними мы и познакомимся в следующей статье.
На благо!