Поиск
Уходящая магия старообрядцев

Праздничная и повседневная еда староверов

Была ли простая и не слишком разнообразная пища старообрядцев условием их телесного здоровья? Конечно, надо принять во внимание и здоровый образ жизни в целом, и духовность каждого человека, и крепость семейных и общинных уз. Но, посмотрим на то, как питались староверы, и ещё раз посмотрим на то, чем питаемся теперь мы сами.

Праздничная и повседневная еда староверов, общество старообрядцев, община старообрядцев


Продукты питания

Главным продуктом питания является яричный хлеб, за ним идет пшеница, но пшеничный хлеб употребляется не всегда, только по праздничными дням, самые богатые едят его чаще, но и то только за чаем.

Кроме хлеба, употребляют в большом количестве картофель, капусту и другие овощи, особенно осенью и зимой. Некоторые овощи в сыром виде другие в соленом или вареном виде.

Кроме овощей употребляют в пищу мясо свиней, баранов, коров. Свиное мясо засаливают, особенно сало, приготовляют ветчину. Простите веганы, но слов из песни не выкинешь, в обозримом прошлом на севере для выживания нужна была белковая пища.




Два вида пищи

Пищу староверов можно разделить на два вида: пища «молосная» в мясоеды и пища «постная» в посты. В пост не использовались горшки, чугуны, сковородки и тарелки, которые были в обиходе в мясоед.

В «молосные» дни старообрядцы, питались хорошо: мясные щи, суп, картошка жареная на масле, жареное мясо, «яишня» со свининой, молоко, масло, сметана, творог, простокваша. Студень с хреном, солонина, щи со свежим мясом, лапша со свининой, пироги с говядиной, баранина с кашей — в большинстве обеспеченных старообрядческих домов эти блюда составляли основу питания.

По средам и пятницам староверы не ели скоромного (слово «скоромный» происходит от старославянского «скрамъ» — жир, масло).

В постные дни, особенно постом, пища староверов скуднее: картофель в «мундире» или с конопляным маслом, капуста, постные щи или суп, кроме того, постом употребляют ботвинью с луком, «солод», «солодуху», толокно и различные овощи, как в свежем, так и в соленом виде, кисель и лапшу.

Употребляют, кроме того, и дикие травы и корни: черемшу в соленом виде, постом пекут пироги с луком, морковью, капустой, когда разрешено уставом, то и с рыбой, а также лепешки с конопляным маслом и ягодами.

Часто, как постом, так и мясоедом, пекут гречневые блины, однако не все посты староверы хорошо питаются. Особенно голодным постом является Петров пост, в июне месяце, когда еще овощи не поспели, а старые все подобрались, приелись.




Любимые блюда

Любимым блюдом считались пельмени. Название, по мнению ученых, произошло от слова языка коми пельнянь, которое на русский язык переводится как хлебное ухо (пель – ухо, нянь – хлеб). Пельмени изготавливались с различными начинками.

Из мяса отдавали предпочтение говядине и телятине. Свинину ели редко. Для разнообразия в питание вводили мясо домашних птиц – гусей, уток, индюков. В различных видах употребляли рыбу: варили уху, пекли пироги – рыбники; сушеную и вяленую рыбу брали в дорогу. У старообрядцев был запрет на зайчатину. Из напитков в ходу был квас и брага из овса, пиво из ржаного сусла. Мед употреблялся старообрядцами в пищу как естественный продукт.

Особое место в питании старообрядцев занимали хлебные изделия: караваи и ярушники. Их выпекали из кислого теста, замешанного на гуще от кваса или на мели. Квашню, предназначенную на хлеб, процеживали, «чтобы вкуснее был хлеб». Распространенной пищей были оладьи и пироги, которые ели с маслом, сметаной и медом. По традиции самые вкусные пироги пекли на масленицу. Из теста готовили разнообразные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Самыми излюбленными считались печатные пряники с узорами, полученными в результате применения деревянных форм – досок с изображениями птиц, животных, розеток.




Праздничная пища

Праздничная пища староверов более обильна и вкусна: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша мясная или молочная, щи, картофель в масле или с мясом, а также разная, мелкая, сдобная стряпня, шаньги с творогом, все это в большом количестве, жирнее, чем в будний день.

Из лакомств у староверов употреблялись «заедки»: пряники, варенье из малины, земляники и других ягод, брусника в сыром виде и пироги с изюмом, ягодами и черемуховой мукой, конфеты, пастилу, разные пряники, орехи грецкие и миндальные, фисташки, изюм, урюк, варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой.

В Масленицу особым угощением являлись орешки из ячменной или овсяной муки. Тесто для них замешивали на молоке, добавляли масло и яйца. Перед тем как печь в русской печи, их обваливали в сливочном масле.

А что, неплохо! Согласны?




Праздничная и повседневная еда староверов, общество старообрядцев, община старообрядцев


Заготовки

Овощи и ягоды заготавливались на целый год (в сыром, вареном, засоленом и сушеном виде) и хранились в погребах и подпольях.

Старообрядцы употребляли огородные овощи: лук, капусту, морковь, свеклу, редьку и особенно любили репу. Долго отказывались старообрядцы от картофеля, называя его чертовым яблоком.

Раньше, по рассказам старожилов, питались гораздо лучше, так как больше было скота, больше кололи его для себя, кроме того, обилие лесов и кустарников давало возможность собирать запас ягод, а также снабжало староверов дичиной, и рыбы было много, у домохозяев хранились целые бочки соленой рыбы.

Вот что говорят старожилы:


«У нас 50 лет назад, у меня на памятях, везде рыба была, даже ловили руками рыбу».




Напитки

Когда-то староверы не пили чай, а только горячую воду. Позже забылось многими проклятие на пьющих чай: «кто чай пьет, тот от бога отчаен», и старообрядцы от мала до велика занимаются чаепитием и пьют его помногу, без сахара из-за экономии, с хлебом и с солью, в скоромные дни с молоком, в постные иногда делают молоко из мака, в праздники — с различными печеньями. В каждом доме был большой самовар, возле которого собиралась семьи и велись вечерние беседы, пелись песни и рассказывались былички.

Кроме чая, напитками у староверов являлась ботвинья (блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп на кислом квасе, в который добавляют предварительно сваренные и протёртые щавель, свекольную ботву, шпинат, зелёный лук, крапиву и другую съедобную траву (по-старорусски «ботву»).




Правила приготовления и приёма пищи

Старообрядцы считали, что у каждого члена семьи должна быть своя посуда, чтобы сохранять свою самость. При всем своем радушии, после праздничного обеда они выбрасывали посуду, из которой ел человек, который не соблюдает их традиции.

Они были уверены, что предметы пользования, посуда и остатки пищи человека способны передать его внутренний мир. Поэтому считалось, что доедать пищу можно только за тем человеком, который намного превосходит своей мудростью и душевными качествами.

Есть пищу в «людных» местах считалось нежелательным, поскольку случайные люди могли «сглазить» еду. Если же все-таки приходилось есть при посторонних, то сначала надо было угостить присутствующих, а потом есть самим.

Старообрядцы с особым почтением относились к первому караваю, испеченному из муки свежего урожая. Они вспоминают:


Все садились за стол, каждый на свое место. Каравай разрезала бабушка, прислонив его ребром к груди. Начинала резать с нижней корки. Горбушки ели взрослые и парни, девушки не брали: муж будет спать горбом. Все дети дожидались, когда бабушка отрежет второй ломоть. Он назывался растительным. Его ели, чтобы быстрей расти. Третий ломоть — потягунчик, четвертый — ленивый. Не разрешалось оставлять и ронять крошки.


О магии стола Вы можете почитать здесь.


Запахло румяными пирогами, да клюквенным морсом? Простая пища, в которых использовались дары природы в их не замученном консервантами виде. Завидное питание!
На благо!