Поиск
Уходящая магия старообрядцев

Традиционная одежда староверов

Национальная традиционная одежда, её детали и общий вид прекрасно показывает национальный характер. Староверы, хотя и не выделяются в особую нацию, имеют собственные мерила правильной жизни. Посмотрим на традиционную одежду староверов.

старообрядчество и язычество, традиционная одежда староверов


Младенческая одежда

Одеждой для младенцев служил пеленишник (или пеленальник), который представлял собой широкую или неширокую тканевую тесемочку, ленту. Пеленишником могли называть и весь наряд ребенка — пеленку и ленту.

Пеленки изготавливались из старых поношенных вещей. Часто для пеленания использовали пояс. Ребенка одевали по строгому старообрядческому правилу. Ленту (полосу ткани) подкладывали под плечики и затем пеленали «три раза - на три заговора», так, чтобы положить на младенце три креста, т.е. три раза спереди пересечь эту ленту.




Пояс

Староверы считают, что с момента имянаречения пояс должен присутствовать в костюме постоянно:


«Крест и пояс всегда на человеке должны быть».


Пояс по значению своему староверы приравнивают к нательному кресту, говорят:


«Крест - хранитель», «пояс - хранитель, защищенье от нечистой силы».


Сакральное значение пояса теснейшим образом связано со старообрядческими представлениями о молитве.

Для понимания скрытого от посторонних глаз значения пояса большую ценность представляет записанная автором «старинная кержацкая молитва»:


«Крест на мне, крест во мне, крест на небесах, крестом подпояшусь. Да будет так!»


Исследователи указывают, что сакральное значение пояса имеет тесную связь с верой в магическую силу круга, замыкающего пространство.

Пояс является тем элементом костюма, бытование и символическое значение которого выходят за его пределы. Многие потомки староверов хранят в своих семьях, передавая по наследству пояса, являющиеся выражением родительского благословения. Такие предметы ткались с этой специальной целью, так как мать часто изготавливала каждому из своих детей пояс с одним и тем же благословением.




Женский головной убор

На волосы надевали шапочку — «шашмуру». В повседневности поверх нее повязывают платок узлами назад, в обрядовой сфере этот убор дополняется платком, накинутым в разворот и закрепленным булавкой под подбородком.

Без шашмуры «через порог не должна переходить, такой был закон. Всегда носить, не снимая, и днем, и ночью. В законе так сказано - всегда в ней ходить надо».

Причину обязательного присутствия в костюме шашмуры и платка видят непосредственно в свадебном старообрядческом обряде, который называют «сводют»:


«Ее повенчали, и должна она до конца жизни так ходить, до кончинушки своей».


Запрет показывать женщинам свои волосы нам объясняли так: на женский волос «солнце не может смотреть», «если птицы гнезда совьют, голова болеть будет».

Следовательно, по представлениям, предстояло на том свете за каждую свою волосинку отчитаться перед Богом. Именно поэтому нельзя, чтобы волосы были растеряны в разных местах. Набожные старушки собирали их в подушечку (вместе с ногтями), на которую их укладывали при погребении.

В начале ХХ в. бытовали шашмуры с вшитой по очелью скрученной тряпочкой «обручком» или же вшитыми в налобную часть тремя льняными нитями - «святилинками».

Святилинки (или «святилины») изготавливали из трех скрученных льняных нитей. Святилины, помимо вшивания в головной убор, использовали для изготовления свечей и погребальных пелен.

Считалось, что нити придают головному убору символику «венца»: «Волосы раздвоют. Одевали венец — венчание. С венцом на голове ходили», «Шашмура - как венец». Возможно, эти нити — уже подзабытое поклонение Мать Макошь и её нитей судьбы.

Надо сказать, что многие староверы сознательно отрицают термин «венчание» применительно к своей обрядности, поскольку венцы в ней отсутствуют, некоторые используют это слово как синоним обряда «сводют».

Женщина, говоря о значении шашмуры, показала этнографам и лестовку, которую, так же, как и шашмуру, имеет при себе постоянно. Эти два предмета в понимании их религиозной значимости поставлены на один уровень — они являются вещественным олицетворением соединения с Божественным. Эти предметы аналогично соответствуют по правилам изготовления «благословленным».




Мужской образ

Так описывали старообрядцев соседи:


«Мужчина должен быть всегда в рубахе навыпуск с длинными рукавами, подпоясанный был, чтоб была рубаха навыпуск. Борода обязательно, без бороды это уже, считай, не старообрядец, чтобы обязательно борода была, они не броют её никогда. Ну-у, чтоб волоса были не короткие и не такие длинные».




Виды одежды

В зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя, одежда старообрядцев подразделяется на виды:

  • платки, шали - драпированная (из одного куска ткани, некроеная и несшитая, а обернутая вокруг тела)
  • фартуки «запоны» и туникообразные рубахи с прямоугольными вставками по плечам, «поликами»; накладная (надеваемая через голову, несшитая и кроеная) и сшитая
  • кафтаны «курмушки» (верхняя одежда) и молельные халаты - распашная (кроеная и сшитая, с застежкой или запахом спереди)
  • кофты и сарафаны - кроеная и сшитая европейского типа (крой, представляющий собой развертки объемных форм на плоскости с рельефами, вытачками, для повторения формы тела человека)

На ноги женщины надевали шерстяные выбеленные длинные носки-чулки. Летом носили кожаные «чирки» - мягкая обувь на плоской подошве, стянутая цветной тканой оборкой (тесьмой).




Важность красоты одежды

Все костюмы были красивы, декорированы вышивкой, сохраняли самобытность русского костюма допетровской Руси.

Надо сказать, что украшение узорами у старообрядцев — обязательная норма, критерий качества предметов, вещей. Все усадьбы были расписана яркими орнаментами, изба украшалась росписью от дверей до опечка, от пола до потолка.

Посуда, мебель, игрушки, плетение поясов - все было искусно декорировано. Костюм старообрядцев — истинное проявление рационального искусства, где украшение не было самоцелью, оно было многозначно, «полезно».

Сама структура простой и «примитивной» по форме для современного человека одежды содержала в себе красоту как обязательный элемент обработки материала и как этическую, религиозно-обрядовую норму.




старообрядчество и язычество, традиционная одежда староверов


Как выглядела одежда

В одежде были обычны белый цвет рубахи, сарафана и богатая декоративная отделка цветной вышивкой нитями. Преобладают яркие красные, синие, зеленые цвета сарафанов, рубах, запонов и прекрасно выполненная декоративная отделка ручной строчкой и мережками.

Узоры на холщовых рубахах ткали. Запон и сарафан украшали тесьмой и лентами.

Любимым украшением были бусы и браслеты, они, также, как и узоры были оберегами и несли на себе родовые приметы принадлежности к общине.

Женские головные уборы, кокошники, очелья, позатыльники, украшались жемчугом, бисером, золотой и серебряной нитями.

Многие носили кички. В основании очелья кички лежит тканый на ткацком станке льняной холст, проклеенный мучным клейстером и сбитый в несколько слоев специальными молоточками. Заготовку просушивали в русской печке, придавая форму на специальной болванке. Интересно, что форма очелья кички имела специфическую форму у разных групп старообрядцев, в зависимости от того, откуда они были выселены. Например, у одних старообрядцев она имела скругленную, широкую сверху форму короны, а у других старообрядцев, форма очелья собирается «в мысок» - треугольником, напоминая «сидящую на насесте птицу».

Женские рубахи староверов имели общеславянский покрой с присборенными прямоугольными поликами (вставками на плечах) и станом, состоящим из верхнего «чехлика» и нижней «станушки». Верхняя часть изготавливалась из дорогих покупных материалов (бурса, атласа, канфы), нижняя - из дешевых (холста, ситца, бумазеи).

Праздничные рубахи делались с «расшивкой», т.е. орнаментальным украшением оплечья в виде аппликаций из полосок разноцветной ткани, фигурных строчек. В старинных рубахах-«чахлатках», рукава делали в две ширины полотна с «абшлагами», т. е. манжетами. Воротник в виде стойки носили отогнутым вниз, а ворот застегивали на брошки-«запонки».

Поверх рубах надевали легкие хлопчатобумажные юбки для создания большего объема на бедрах; зимой их шили из шерстяных тканей, чтобы было «шадрей (пышней)».

Носили прямые лямочные сарафаны: ткани на сарафан не жалели: на перед использовали два полотна, а на спинку - четыре. Всего на изготовление такого сарафана требовалось около 6 м ткани! Спереди по низу сарафанов пришивались украшения в виде лент. Пожилые женщины и старухи лент не носили, считая это нескромным: с наступлением определенного возраста эту декоративную деталь отпарывали.

Сарафаны подпоясывали поясом, тканным из покупной шерсти «гаруса», шелка, хлопчатобумажной пряжи.

Поверх сарафана по традиции надевался запон, который всегда изготавливался с нагрудником.

Девушки заплетали одну косу, а замужние плели две косы, которые перекрещивали на темени и сверху прикрывали кичкой, имевшей спереди твердую часть в форме копытца. На кичку надевали золотошвейный чехол - «кокошник». Сзади волосы прикрывались прямоугольной полоской ткани - «подзатыльником», расшитым позументом и бисером. Поверх всего этого сложного убора повязывалась свернутая полосой шаль-«атлас» в виде чалмы, к которой прикреплялись букетики цветов или брошки, подтыкались «кучери» из перьев селезня.

На груди, особенно в праздники, красовались бусы-«антари», которые очень ценились и передавались от матери дочерям 5-7 поколений.


До сих пор в сундуках у кого-то могут храниться такая красота — на фольклорных архангельских праздниках можно встретить женщин в жемчужных кичках.
Понятно, что мода на «общемировую» одежду становится повсеместной. Но почему нам не гордиться красивым славянским костюмом, как делает это большинство народов.
На благо, друзья!
Ответьте на вопросы, проверьте, как запомнились основные мысли этой тайны