Поиск

Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?

Понятно, что церковь постаралась преобразовать то, с чем так и не смогла справиться. Это было правильно с точки зрения духовенства — бороться надо, иначе народ будет продолжать «поклоняться идолам». Нужно было, не теряя авторитета у народа, придавать празднику встречи Весны внешне христианскую форму, придавать новое осмысление.

Недавно познакомилась с убеждённой христианкой, которая (что редко для верующих в Христа) внимательно читала Библию и старается придерживаться исключительно церковных праздников. Она резко противостоит водокресу, масляничной неделе, крашеным яйцам и куличам на Пасху, и печёт козули (местные обрядовые пряники) только на светские темы, избегая даже местной традиции выпекания их на Изломы Солнца. Объясняет это тем, что «в Библии нет ни одного упоминания о праздновании солнцестояния и равноденствия». И я соглашусь с ней! Всё это — наше древнее, не сломленное народное сознание.

Ну, а то, что церковь кривясь и осеняя себя крестным знамением, вынужденно участвует в народных праздниках, даже в их собственных представлениях является недозволенным колдовством.



Что за древний старинный праздник встречи весеннего Солнца?

Что за древний старинный праздник встречи весеннего Солнца?

Весенний цикл обрядов у земледельческих народов начинался с приближением весны, когда пора было готовиться к предстоящим полевым работам. В это время исполнялись обряды, которые изгоняли, хоронили зиму — Богиню мрака и смерти, и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы. Зачем? Чтобы помочь силам Природы, Богам, пробудиться и начать плодоносить.




Как раньше называлась Масленница?


Как раньше называлась Масленница?

По некоторым данным, в древности праздник встречи весеннего Солнца назывался «Комоедица», совпадал с весенним равноденствием.

В ту пору просыпались и выходили из берлог медведи, которые обожествлялись нашим народом, в образе Бога Велеса. Медведи в целом считались волшебными существами, даже людьми, одевшими медвежью шкуру, имя медведя чаще всего даже запрещалось произносить. Весенний праздник был именно в честь пробуждения природы, и медведи как раз и означали это событие.

Есть распространённое мнение, что другое имя медведя «ком», а известная поговорка «Первый блин комом» звучит как «первый блин комам (то есть медведям или, также, Предкам). У этого представления есть автор, Б. А. Рыбаков. Но в словаре уважаемого мной В. И. Даля «Пословицы русского народа», находим только фразу «первый блин да комом».

Мне кажется более убедительным происхождение названия от гороховых комов. Встречали такое объяснение? Есть книга Шейна П.В. (1902 г), в которой упоминается, что этот праздник был в честь медведя, и «на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищей, травами; на второе блюдо подается овсяный кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица"».

Как бы то ни было, праздник был всегда! Буду называть его Масленицей, встречей Весны, проводами Зимы, и постараюсь рассказать о народных обычаях и христианских задумках в отношении него.




Народные куклы на Масленицу
Сделаем волшебные куколки для проводов Зимы и встречи Весны!

Подробнее


Особенности древнего народного праздника

Повсеместно праздник отмечался за неделю со солнцеворота и неделю после:

  • в нём принимали участие все, от мала до велика, от бедняка до богача;
  • это был хлебосольный, шумный и уличный праздник;
  • обязательно пекли блины, первый предназначался предкам — его клали на окно, относили на кладбище или отдавали нищим за помин усопших;
  • мастерили качели и карусели, готовили чучело Масленицы и выставляли его до воскресенья на пригорок;
  • заливали большую гору льдом; в городах возле ледяной горы устраивали балаганы и открытые лавки;
  • в последний день сжигали чучело.


Отношение церкви к масленице

Это единственный крупный дохристианский праздник, который сначала не был приурочен к какому-либо к христианскому празднику и не получил нового истолкования.

Церковь масленицу не праздновала, и ее воздействие сказалось, пожалуй, только в обычаях не есть в эту неделю мясного и «прощаться» — просить друг у друга прощения вечером в воскресенье перед Великим постом. То есть единственное, что в церкви говорили про эту неделю «Это неделя перед Великим постом», и отсутствие каких-либо церковных канонов давала простор народу, который терял в эту неделю наносную христианскую набожность.

В забавы масленичной недели включались и древние обряды, о смысле которых, может быть, и помнили немногие, но с превеликой радостью исполнялись народом. Об этом вспомним попозже, а сейчас обратим внимание на очередной ход, меняющий народное самосознание.

Изначально этот праздник земледельцев приурочен к природным изменениям, и в этом был его магический смысл – встретить, помочь, уговорить Предков на хороший урожай, приготовиться к наступлению нового земледельческого труда.

Однако, христианская церковь «ловким движением» рассказывает, что это неделя перед Великим Постом, который, как известно, привязан к Пасхе, которая имеет «плавающую дату». И всё! Назначенный церковью праздник отрывается от своей природной сути, и, оторванный от своих корней, становится уже не древним праздником встречи весны, а просто — Масленицей.






Какое мнение о Масленице у христианской церкви сейчас?

Цитирую высказывания современных священников христианской церкви.

Честное мнение:

— У масленицы нет никаких христианских корней, сжигание масленицы — это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет, а участие христианина в языческих обрядах недопустимо.


Попытка сидеть между двух стульев, уже наблюдаем включение церковных обрядов в масленичную неделю:


— В первые дни масленицы (в среду и пятницу) звучит в храме молитва преподобного Ефрема Сирина – она будет сопровождать христианина во все дни (кроме субботы и воскресенья) грядущего Великого поста. Масленичная неделя, сочетающая в себе праздничные гуляния и молитвенный настрой, завершается Прощеным воскресеньем – днем, когда верующие просят друг у друга прощения, чтобы в Великий пост войти с чистым сердцем, не держа ни на кого зла и обид.


Принятие неизбежного:


— Нет ничего дурного в масляничных гуляниях, это часть фольклора.

***

Так что, несмотря на то, что есть ещё священники, пытающиеся бороться «с языческими обрядами», в целом именно на масленице церковная пропаганда «сломалась».

Но, к сожалению, и сама Масленица тем, что согласилась оторваться от встречи весеннего Солнца, вышла из этого боя весьма потрёпанной и не похожей на себя прежнюю.

В следующей статье напомню, как провожали зиму в старину.
На благо!