Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?
Мнение христианской церкви по поводу магии и гадания известно: это смертный грех, и гореть всем «гадающим и магичащим» в аду!
Как объясняют запрет на магию священники?
Священное Писание любые формы гадания, колдовства, магии и проч. называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них».
Во Второзаконии это запрещение повторяется:
«Не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».
«Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают».
Почему? Мол, эти люди попадают во власть дьявола.
Как церковь перенимала языческую магию себе?
Что происходит на самом деле? Использование тех же самых магических приёмов и символов в практике богослужения!
Например, некоторые магические ритуалы или их части были переосмыслены с точки зрения христианской легенды. К древним приемам магического воздействия и предметам, которым приписывалась особая сила, присоединилась и сама церковь.
Магический круг
В славянской магии всегда ставился обережный круг: опахивали кругом селенья, спасаясь от «невидимой смерти», вели общинные хороводы по кругу, обливали по кругу свой двор, зачерчивались во время обрядов на перекрёстке.
Во всенощное бдение, к примеру, в церкви священник идет из алтаря, обходя кругом престола и становится в северную дверь, говоря тихо про себя молитву входа, обходит и кадит прямо царских врат. Это и есть магический круг, в который заключаются находящиеся в церкви.
То есть, древняя практика использования магического круга для защиты человека от злых влияний была принята христианскими традициями и переосмыслена как молитвенный круг.
Молитва
Преобразованная из народных заговоров, обращённых к Богам и Предкам, молитва утратила равноправный характер прежних уговоров, стала униженной мольбой от лица «раба». Прекрасный ход! Народная магия знает силу Слова, и теперь эти слова написали и дали в руки всем христианам. Правда при этом надо встать на колени, но это уже полностью соответствует христианской идеологии смирения.
Хлеб
Хлеб и соль — священные предметы для земледельца, несущие в себе магию благополучия. У всех славянских народов считалось преступлением ронять крошки на пол, их тщательно собирали. Хлеб был основным даром Богам и Предкам и уважение к хлебу невозможно переоценить. Это была настоящий магический предмет для свершения многих обрядов.
Что делает церковь? Правильно! Кормит народ просфорами — литургическим хлебом, причём в случаях, очень понятных нашему народу. Мы всегда использовали хлеб для поминов — и вот! Понятный обряд вкушения хлеба на поминовении. Ну и причастие тут же.
Стихии благословляющие и очищающие
Божественные Стихии, окружающие нас в Явном Мире — первые помощники народной магии. Земля, вода, дым, огонь — всё это понятные Высшие Силы, Родные Боги. Это было понятно каждому «язычнику».
Что происходит на службе? Например, такое: Архиерей, приняв кадило от диакона, начинает кадить. Архиерей, при медленном пении священнослужителей, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой стороне, священно-церковнослужителей и исходит на солею.
Это стихийная магия. Тут же ходят псаломщики с зажжёнными свечами, с чашей со святой водой, а также с «Крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом».
Крест, который присвоили и сделали символом страдания
Сейчас довели людей до того, что крест как символ однозначно приписывается христианству. Тоже, надо сказать, вышло удачное присоединение.
Крест всегда воспринимался защитным символом, а крест в круге — и вовсе славным защитным знаком, дающим обережную круговую защиту.
Надо сказать, что христианский крест-иконка со Страдальцем и сейчас не очень популярна — народ до сих пор предпочитает носить защитный крестик, в котором трудно угадать образ казни.
Новое осмысление известного старого!
Знание народной магии позволило более эффективно использовать магическую силу церковных предметов и ритуалов, только теперь они рассматривались через призму христианства. Такое новое применение магических предметов и ритуалов представило их в ином свете, стало принадлежностью церкви и запрещённым для использования прихожанами.
Христианская догматика использовала известные магические ритуалы, но часто это происходило незаметно. Например, некоторым ритуалам могли быть даны новые интерпретации или значения, или определенные элементы ритуалов могли быть изменены или удалены, чтобы лучше отразить христианские верования. Кроме того, некоторые символы, используемые в ритуалах, могли быть изменены или заменены на символы, более тесно связанные с христианством.
В то же время духовенство часто пыталось "христианизировать" аграрные ритуалы, заменяя некоторые их элементы христианскими символами и молитвами.
При этом некоторые элементы старых обрядов сохранялись, хотя и в искаженном виде.
В некоторых случаях Церковь даже переняла некоторые языческие практики, например, ритуальное использование огня на Пасху или ритуал освящения «крещенской» воды.
Таким образом, мы видим, отношение духовенства к аграрным ритуалам и народной магии было сложным и противоречивым.
В любом случае заметно лукавство — магия, как способ обращения к Тонким Мiрам, Высшим Силам, вовсю используется в христианских ритуалах, при одновременном осуждении этого для народа.
***
И, в итоге обсуждения нашей темы — победила ли христианская церковь народное самосознание? Как обстоят дела сейчас?
Пишу об этом в заключительной статье.
На благо!