Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?
Что делали на празднике встречи Весны?
- встреча Весны и проводы Зимы:
жгли костры;
провожали-хоронили Зиму; - проводили обряды, связанные с молодоженами;
- катались с ледяных гор и на лошадях;
- брали снежную крепость приступом;
- трапезничали с блинами;
- поминали Предков;
Как встречали Весну?
Пели песни-веснянки, девушки ходили встречать Весну на горку, с которой потом катались. В некоторых местах на горку выходили парни и девушки с блинами, пели веснянки.
Как провожали Зиму?
Или жгли костры или делали похоронный поезд. В последний день праздника зажигали костры – как общественные, так и семейные. Костры горели большие, потому-что в них сжигали смоляные бочки. Часто устраивали костры на берегу реки, чтобы потом разбить эти бочки об лёд. В кострах жгли с песнями солому, бревна, в костер кидали блины и говорили:
«Гори блин, гори Зима.»
При этом у костра обязательно стояли молодожены, а парни мазались сами и мазали других сажей. Во многих деревнях катались по снегу и валяли других. Другой обряд — проводы Зимы с похоронным поездом по всему селению.
У И. М. Снегирева и А. В. Терещенко описан обычай, существовавший в начале XIX в. в г. Нерехте. Здесь в воскресенье мужчины с соломенными колпаками на головах выезжали верхом за город, где вечером эти колпаки сжигались. В деревнях же мужчины и женщины брали со своих дворов по пучку соломы, складывали вместе и сжигали; это называлось «сожечь соломенного мужика».
Словом, костры были разные: от простого сжигания вороха соломы до костров самой затейливой формы. В костры иногда втыкали высокие шесты, к которым привязывали пучки соломы или тряпки, облитые керосином; поднимали на палке сноп и жгли; делали соломенную куклу, сжигали сноп с намалеванным лицом, но чаще дети жгли «помозки» — паклю или солому, накрученную на палку, — и бегали с ними.
Похоронный поезд делали так: делали соломенную куклу, которую одевали на главной площади, после возили по городу в санях, после сжигали.
Н. П. Колпакова в книге «Терский берег» (Вологда, 1937) привела из дневника своего деда С. П. Колпакова интересное описание похорон Масленицы в г. Варзуге, происходивших 20 февраля 1896 г.:
«По улице шла процессия. Впереди, выплясывая и припрыгивая перед народом, вертелся парень с гармонью в руках. За ним на плохих дырявых санках девушки везли соломенное чучело, по-бабьи повязанное платком... Толпа пела песни, приплясывала и веселыми жестами и вскрикиваниями выражала свое веселье...
«Масленицу хоронят,— отозвался вошедший к нам хозяин,— так уж у нас по старинке каждый год ведется...»
Процессия уже спустилась к реке и теперь с теми же песнями и припляскямн перебралась на высокий правый берег Варзуги... Чучело сняли с саней и с громкими криками веселья спихнули с обрыва. После этого женщины стали поочередно подходить к краю берега и что-то кричать вслед Масленице.
Насколько я мог разобрать, выкрики были следующие: «А мы Масленицу проводили, об ней не потужили...»; «Уходи, зима, ко дну, присылай весну...»; «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем...».
Были и другие тому подобные слова, выражавшие прощание с зимой и надежды па теплую весну. Я сожалел, что из-за дальности расстояния не мог уловить все их дословно» (Колпакова, 1937, 75).
Сложный обряд проводов масленицы мог заканчиваться тем, что «поезд» под шум и крики выезжал за пределы деревни и тут «вся толпа, словно по сигналу, бросается на Масленицу, стаскивает чучело с трона, разрывает его в клочья и разбрасывает по дороге. Затем разрушают и разбрасывают трон, помост и балдахин, иногда разрушают и разбрасывают лодку и сани, и все это потом складывают в костер и поджигают».
Из всех этих примеров явственно видно, что это было не простое «погребение», а нарочитое умерщвление обрядовой куклы.
Что мы позабыли, но можем вспомнить?
Языческий, магический дохристианский земледельческий смысл обряда заключается в том, чтобы возродить силы природы. Для этого костёр должен быть на высоком пригорке — стремление поднять костёр выше является ритуалом в честь Солнца. Этим можно приблизить Огонь к Солнцу, соединить Земной и Небесный Огонь, ускорить наступление тепла. Такие костры предназначены для того, чтобы осветить как можно большее пространство, принести полям тепло и свет.
Почти забытым (а сейчас вспоминаемым) остатком почитания Солнца является вставляемый в середину костра шест с укреплённым на нём зажжёным колесом. Такое колесо укрепляли и на санях, в обряде проводов.
Праздничные костры были общесельским делом, то есть все, и стар и млад, принимали обязательное участие. Конечно, в этом была некая общественная магия.
Разводили сообща, и присутствовали все, кто «на ногах». Даже если в каких-то местностях зажигали не костры, а факелы, в любом случае сохранялось общинное участие. Греть покойников, сжигать скоромное, защищаться от ведьм — что ещё мы знаем про костёр?
Больше читайте в тайне: «Хозяин Огня — славим на Коляду!»
Хотя позже в обрядовые костры стали сбрасывать хлам, старые негодные вещи, поливая их керосином, но солома всегда была обязательным магическим предметом. Нет сомнения, что первоначально сжигали именно солому. Соломе, непосредственно связанной с зерном, хлебом, в земледельческой обрядности отводилась важная роль. Она имела большое значение в зимней святочной обрядности всех славянских народов. С наступлением весны уже отслужившую солому сжигали, как бы возвращали ее земле, чтобы она снова возродилась и принесла плоды. Поэтому костры нередко жгли на озимом поле, а головешки или пепел иногда разбрасывали по полю или зарывали в снег.
***
Словом, весенние костры, так же, как на каждый Солнечный Излом — важная обрядовая часть этих праздников, общинная магия благополучия.
Костры и сейчас мы поднимаем в небо с превеликой радостью. Однако, в древнем празднике были ритуалы, которые сейчас кажутся нам не совсем приемлемыми. Почему надевали не праздничную, а, наоборот, самую старую и рваную одежду, и почему раздевались догола на морозе?
Расскажу об этом в следующей статье.
На благо!