Мудрость моей бабушки Екатерины Васильевны
Вспоминается мне давнее научение про правила поведения в бане, да про то, как париться в русской бане. Что помню, то и расскажу.
— Чистота всем нравится, да не у всех получается, — любила говорить баба Катя по субботам, когда семья собиралась натопить баньку. Пока мужики воду носят, давай посидим тут в предбанничке, отвару травяного выпьем. А правила поведения в бане простые — в разрешённое время всё приготовь, чтобы потом по снегу в дом не бегать, Хозяев бани ублажи, баньку натопи, правильно парься да правильно прощайся с Банником да Жаровихой, вот и весь сказ.
— Я знаю, как правильно попроситься, — помню, стала хвастаться я.
— Ты же каждый раз это говоришь, как идём: «Банная староста, пусти меня в байну, пусти помыться и сохрани». И ещё надо правильно проститься. «Благодарю те, Банная староста, на парной байнечке. Вот вам подарочек — тебе на строенице, нам на здоровьице. Благодарствуем!» и оставить подарочек, хлебушек, к примеру.Былички эти со временем со временем стали вспоминаться просто сказками. Но как очередной раз услышишь, как знакомые в бане угорели да ободрали кожу, так и вспомнишь Банника, духа бани да жонку его Жаровиху, да правила поведения, что мудрая женщина Екатерина Васильевна мне передавала.
— Еще запрет важный, — баба Катя всегда удивляла меня своей памятью. — Нельзя в полдень и полночь в баню заходить, тут многое странное может получиться. У соседки байна была, да, видно, не у места. Дак как 12 часов, в байне огонь, да хвощутся. Их не видно, а слышут: хвощутся, веники-то шумят. Людно порато, это обдерихи, не одна, а все семейство, все духи, видно. Это баня-та не у места, скажут.
— Ещё вспомнила, лучше не делать это по-одиночке, вдвоём иль втроём надо ходить, а то и поболе. Соседа, деда Калина, в байны-то выпутало. Байня не рано была, в семь часов. Дед Калина говорит: «Я наперед пойду один, я не боюсь». Брат Матвей ему говорит: «Я, Калина, к тебе приду». Пришел дед Калина, а Матвей уж там сидит, намылился. «Опередил я тебя», — говорит. А дед Калина обернулся, а скамейка суха, нет никого. Он выскочил взапятки, рубаху на леву сторону одел. А это он еще сказал, не боюсь ничего, а похвальное слово ни Боги, ни Банник не любят.
Вот так-то. Расскажу про свою мать, это ещё в Сибири, на Ленских приисках, было. Мылась она в бане, мы небольшими были. Нас отец мыл. Так мать всех ребят вынесет, потом сама будет мыться. А отец говорит: «Жонка, говорит, Марьюшка, я весь зажарел». А она: «Иди, кто меня съест!» Похвастала. Ушел он, через дорогу дом-то. Слезла она с полка, слышит, на камницу жар кидают, воду льют, а камешки постукивают. Потом как ухнет вся камница в печку! Она-то вся в мыле домой прибежала, до люльки добежала и упала тут. А завтра бабушка пошла, все на месте. Повиделось ей.
Запомни, внуцка, правила поведения в русской бане:
- Банника да Жаровиху уважай, здравия желай, как приходишь и прощайся; в дар им неси кусок ржаного хлеба, посыпанного солью; тогда он сам не тронет, и другим в обиду не даст;
- перед уходом оставляй Хозяевам горячей и холодной воды и кусочек мыла, чтобы они тоже могли помыться; все жбаны, ковши с водой оставить нараспашку и сказать: «Мойся, Банная староста!»;
- но по любому не ходи в третий пар — в первую очередь раньше ходили мужчины, во вторую очередь жонки с детьми, а вот с третье очередью-третьим паром лучше уж не рисковать; во второй пар нельзя ходить в одиночку, или оставаться одному в бане;
- совсем запрет — на том, чтобы оставаться в бане спать;
- по времени суток — нельзя в бане быть в полдень и полночь, Банник там сам хозяйничает; опасно может быть просто поздно вечером;
- по времени года — нельзя ходить ровнёхонько в Солнечные Изломы, и осторожно, в седьмицы, в которые мы Дедов почитаем, весной и осенью;
- ну, а потому, как париться, я тебе покажу, вон уже, баньку опарили, пар столбом, дым коросмылом, пора опробовать.
Благодарю тебе, баба Катя, постараюсь сохранить в роду нашем эти знания, да уважительное отношение к природным Духам!
На благо!
На благо!