Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь
Упоминание о культах медведя вы без труда найдете у многих народов. Но на нашей земле он — не просто священное животное, а почитался как потусторонняя сущность, чьей поддержкой неплохо бы заручиться. Как вы думаете, сохранилось ли сегодня это наследие предков? Что могут сказать о медведе современные люди? Помним, конечно, русские народные сказки, в которых есть Михайло Потапыч. Возможно, даже вспомните о том, что его величали Хозяином леса или Хозяином тайги.
А что вам известно о медвежьем культе у славян? Наверняка немного, ведь даже сам образ Медведя был искажен. И вместо дарителя и защитника он порой предстает как агрессивный и беспощадный зверь. Что уж тут говорить, если в христианских текстах его даже относят к предвестникам апокалипсиса и отождествляют с греховностью.
Как обычно я предлагаю вспомнить об истоках. Начнем с простого: почему медведь стал тотемным животным, и почему сейчас так важно вспомнить о его близости к нашему народу? Наступили непростые времена, и всем нам не помешает сейчас Дух Медведя!
Кем являлся медведь для славян?
Вождение медведя по улицам было некогда любимым развлечением. Мало какой народный праздник обходился без этого почетного гостя! А как же иначе, ведь Топтыгину приписывались дюжие охранительные свойства: он и нежить всякую от двора отгонит, и скот от падежа убережет.
Еще более распространен был обычай рядиться в медведя. Стержнем этого обряда является общение с Предками и Богами. Дух Медведя обладает силой плодородия, богатства, мудростью, силой и связан с душами умерших людей и Богами (прежде всего, с Богом Велесом). Призыв Духа Медведя необходим для обеспечения урожая, приплода скота или плодовитости семейства. Можно сказать, Дух Медведя чудесным образом объединял в себе человеческое, животное и божественное проявление (прежде всего, с Богом Велесом). На традиции переодевания предлагаю остановиться подробнее.
Ряженье в медведя в славянской культуре
В медведя рядился всегда именно мужчина. Называли ряженых по-разному в зависимости от местности: окрутники (от слова «окрутиться» в значении «обернуться»), кудесники, нарятчик, наряжухи, пугалашки и т.д. Как правило, для перевоплощения в животное брался вывернутый наружу тулуп или настоящая шкура. Расскажу, как было в наших отдалённых местах. В Сямженском районе могли надеть и настоящую шкуру медведя. В Тотемском районе к шубе добавлялись вывернутые рукавицы, маска в виде медвежьей морды или платок, занавешивающий лицо. Вдобавок, на медведя весили коровий колокол. В Кичменгско-Городецком и Тарногском районах выворачивали не только шубы, но и шапки. В Тарногском районе иногда выворачивали тулуп и надевали его так, чтобы рукава были на ногах. В Сямженском, Тарногском и Бабушкинском районах медведь ходил на четвереньках. Также в последнем районе на руки и ноги надевали валенки, а на лицо — капроновый чулок или мазали лицо сажей, как в Нюксенском районе, где лицо и лоб могли закрыть натянутой на них шапкой.
Такое одеяние олицетворяло также богатство и будущий богатый урожай. А еще оно играло роль магического предмета, который сам обладает некоторой силой и способен отдавать её присутствующим. Вдобавок завешивалось лицо или надевалось подобие маски, а то и просто лицо чернилось сажей.
Кроме внешнего сходства важно было соблюсти особые манеры. Ряженый по-звериному рычал, уркал, передвигался вразвалку или ползал, лез обниматься, плясал. Зачастую его внимание было направлено в сторону молодых девушек, которых он хватал и катал по полу. Это – отголоски культа медведя как тотемного магического животного.
Что хочет показать «окрутник»? Способность добыть пропитание, сила, власть, и сила продлить род, выдержать брачные бои. Это символизм переодевания медведем.
Медведя иногда приводили в избу, или просто вели на цепочке (верёвке) под конвоем охотников с ружьями. Так показывалось, что человек властвует над Духом Медведя, то есть способен забрать себе его дары.
Магические роли медведя на праздниках
Подводя итог, можно выделить несколько ролей медведя на праздниках:
- обладающий дюжей силой, он наделял присутствующих телесной мощью, умом, способностями добыть пропитание, продлить свой род и выдержать брачные бои
- податель материальных благ и богатства
- наделенный продуцирующей силой, он воплощал плодородную функцию (в отношении урожая, приплода скота или плодовитости семейства)
- наконец, его появление в Кологодные праздники, помогало окружающим измениться, приспособиться, быть благополучным в новом времени.
***
Таково было отношение наших предков к Духу Медведя и его проявлениям. Далее я предлагаю еще немного углубиться в историю, чтобы лучше понять природу Косолапого, его норов и принадлежность к Иным Мiрам.
На благо!