Поиск

Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь

Солнечный обряд на Ярило
Первый в году защитный обряд на постановку тына

Подробнее


В праздниках, приуроченных к смене календарных циклов, особая роль отводилась коням. А все потому, что большинство праздников были связаны с разными ликами Солнца. Зимой дневное светило появляется в образе Коляды, весной – в образе Ярилы, летом – в образе Купало, осенью – в образе Хорса. Через движение настоящих лошадей происходил переход от состояния покоя к движению. Конь-Солнце пробуждался и начинал стремительно развиваться, отмечая переход от одного сезона к другому.

Святочные гуляния были отмечены обязательным появлением ряженых. Люди перевоплощались в разных животных, но чаще всего это были медведи и лошади. Один из обрядов даже получил название «Вождение коня». Оно походило на действие, которое я уже упоминала в отрывке про завершающий Русалий день. Один или двое парней изображали животное, рядом с которым ходил погонщик. Иногда вместо ряженого брался конский череп (настоящий или муляж) и надевался на палку. На Севере даже целые театральные представления разыгрывались на эту тему.



конь, образ коня, дух коня, конь оберег, гадание с конем, конь обряды, конь магия, священный конь


Вождение лошади было распространено у всех славян. Различались только способы создание «коника». Так, на западе его делали из корзины без дна, которую покрывали белой ткань. К корзине прикрепляли оглоблю с мордой кобылы, а по бокам приделывали «ноги». Внутрь корзины залезал наездник и развлекал присутствующих под веселые песни:



«Гуляй, гуляй, конек,
По зеленому лесочку.
Где конек походит,
Там рожь родит».

На Масленицу настоящих коней наряжали и устраивали катания на санях, к которым привязывали горящие пучки соломы. В некоторых местностях зажигали колесо, которое везли на повозке два жеребца. Так символически изображали Бога Солнца, стремительно несущегося по небосводу.




обереги славян

Лошадиные именины

Конечно, не обходился без участия лошадей и Ярилин день. Сейчас он носит название Юрьев день или Егорьев, потому как произошла замена языческого Бога Ярилы на христианского святого Георгия. Однако отождествление с лошадиным праздником никуда не делось. Долгое время сохранялся запрет запрягать коней 23 апреля. Наоборот, животных чествовали и угощали с приговором:



«Сегодня лошадушки именинники. Нужно им дать сена до колена, овса — до ушей!»

В Белоруссии девушки в Ярилин день пляшут вокруг коня, напевая песни:



«Розыграйся Юря коник, Залаценьки коник.»
«Розыграйся Юрья коник, Разбиу камень капыцейком.»

В Рязанской губернии вечером этого дня парни наряжались в коня, который обходил деревню и выходил за ее пределы. Там его встречал жеребец из соседнего поселения. Ржущие и фыркающие ряженые начинали бороться, пока один из них не одержит верх.

Вообще, состязания и скачки становились неотъемлемой частью многих весенних и летних праздников. К примеру, у западных славян был обычай перескакивать купальский костер именно на жеребцах. Позже сакральное значение обрядов стало забываться. Сейчас отголосками прежних традиций можно считать культовую езду на свадьбах и символические моления, посвященные торжественной встрече Солнца.




конь, образ коня, дух коня, конь оберег, гадание с конем, конь обряды, конь магия, священный конь


С какими Духами знается конь?

Начну с неочевидного. Конь хоть и относится к домашним животным, но с Лешим дружбу водит. На Русском Севере был известен древний обряд, к которому пробегами в случае пропажи скота. Ведающий садился на лошадь и отправлялся в лес для «переговоров» с Духами. В этом случае лошадь как бы перевозила его из Мiра людей в Иной Мiр, где он мог обратиться к Лешему за помощью. Туда надобно было отправляться верхом, а обратно – уже одному. В некоторых местностях непременным условием была светлая масть лошади. Возможно, это было связано с древними преданиями о всадниках на белых конях. Встретить их можно только в ночное время и только в лесах, потому отождествлялись они с Лесовиками.

Из различных этнографических источников мне удалось собрать материал о связи коня и Водяного. С незапамятных времен считается, что Дух Воды любит ездить верхом. Даже сома, на котором он передвигается, тоже стали звать в народе «чертов конь». Но по нраву ему были и обычные крестьянские лошади. Только такие животные быстро подламывались по Водяным и издыхали. По поверью из одной такой кобылы, утопленной в болоте, отроились пчелы. Рой вытащили случайно рыбаки, а потому уже крылатые насекомые разлетелись по всему свету. Отсюда появился обычай ублажать разбушевавшегося Духа жертвами. А поскольку более всего он жаловал коней, то у крестьян не оставалось иного выхода. Так, чтобы плотина не разрушилась в половодье, закапывали под ней лошадиную голову.

Самым опасным временем была весна, когда случались разливы, грозящие домам и хозяйству. Тут уже нужно было по-особому умилостивить разбушевавшегося Водяного. Покупали без торга кобылу и откармливали ее конопляным жмыхом и хлебом. Через три дня животному спутывали ногу, надевали два жернова на шею, голову обмазывали мелом, а в гриву вплетали красные ленты. Ночью ее опускали в прорубь или топили среди реки. Таким образом, крестьяне отдавали самое дорогое, чтобы усмирить Духа, способного нанести всему поселению непоправимый урон.

К счастью, не все Духи требовали таких жертв. Лучше всего отношения у коня складывались с Домовым. Он тоже порой мог покататься ночью верхом, но к животным всегда относился с добром. После таких поездок хозяева находили в гриве колтуны или косы. Считалось, что это особенный знак любви Духа:



«Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.»

Такую лошадь он чистит, холит и самолично подсыпает ей больше овса. У каждого Домового есть свои предпочтения относительно масти. Одному нравятся пегие, другому – вороные, третьему – рыжие. В прежние времена хозяин подворья обращал на это внимание и заводил животных примерно одного цвета, чтобы все они пришлись ко двору. И пословицы на эту тему были:



«Сивая лошадь черноволосому пуще не ко двору.»
«Ему серая (пегая, саврасая) не ко двору приходится.»

Сохранились сведения о том, как в Воронежской губернии приводили коней во двор и отпускали со словами:



«Нехай уже домовой сам найде для ней мисто!»


В других регионах животное заводили в хлев со словами:


«Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь! Люби его, пой да корми» или: «Дедушко-атаманушко! полюби моего чернеюшка (или пестреюшка, смотря по шерсти), пойкорми сыто, гладь гладко, сам не шути, и жены не спущай, и детей унимай.»


***

Дружба между лошадьми и Домовыми появилась неспроста. Помните, выше уже упоминался образ «конь-дерево»? Так вот это животное имеет теснейшую связь не только с деревом, но и собственно с самим домом. Но об этом будет рассказано уже в следующей статье.
На благо!