Тайна: Потерянный смысл славянских праздников
В праздники всегда обращались к Предкам. В основе же этих просьб всегда лежали представления о всесилии умерших, которые управляют погодой, посылают урожай, засуху, удачу и несчастья.
Во время таких праздников совершались обходы домов с обрядовыми песнями, которые содержали благопожелание хозяевам. Хотя песенки-колядки сейчас известны как обряд на Коляду, такие песни исполнялись и на других праздниках: щедровки, виноградарьё, заклички.
Во время праздников кормили духов: Водяных, Леших, русалок, Мороза. Это были ритуальные средства обеспечения безопасности людей в подвижное время.
И, конечно — обращались к Предкам, то есть устраивали встречу, приглашали к столу, угощали ритуальной пищей, высказывали просьбы и провожали.
Это основывалось на твёрдом убеждении — загробный Мiр влияет на Мiр живых, и именно он даёт благополучие, здоровье, успехи в хозяйственной деятельности, то есть благополучия в целом.
Подробнее: Традиции почитания Предков. Проводы умершего
Поминовение Предков всегда была внутри семейным делом: готовили ритуальную трапезу, баню, украшали места захоронений, разжигали домашние костры, ставили свечи в красном углу.
Уже писала о помощи огня в переходное время, здесь хочу напомнить о возжигании огня на праздники, в поминальных целях.
Обряд мог называться по-разному: «греть покойника», «греть ножки», «греть родителей», «жечь катяшки», «окуривать родителей», «родителям поминки греть», «жечь перины». Делался предпочтительно на зимний и весенний Солнечный Излом, по холодной погоде.
Обряд «греть покойников» – неотъемлемая часть традиционной культуры, в первую очередь – земледельческих обрядов. У этого обряда две цели: согревание покойников, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в земле, и обеспечение хорошего урожая, потому что «от этого огня пшеница народится красная».
Костёр этот делался посредине двора, из навоза, соломы (воз, куль соломы, солома из постелей), бросали в него зерно и корм для живности, немного живицы-смолы.
Считается, что в это время усопшие родители приходят обогреваться, и что от этого огня пшеница народится ярая (красная). Во время горения костра стояли молча, вспоминая родителей и произнося про себя заговоры. И те, кто стоят кругом, в валенках и сапогах, грея намерзшие руки, конечно, не сомневаются, что тут же рядом с ними, так же реально, как они сами, стоят им невидимые «родительские душеньки», озябшие, как они; так же, как они, поснимали сапоги и онучи и с таким же удовольствием греют на огоньке, освященном живице, свои замёршие ноги.
Этот обряд древнейший и принадлежит одновременно к двум различным культам: к культу Предков и к культу земледельческому (точнее, сельскохозяйственному вообще).
Во время солнечных праздников, которые соединяют в себе конец старого и начало нового, соединяются прошлое, настоящее и будущее.
Пространственно-временные границы размываются, что создает возможность разноприродным Мiрам (Мiры живых и мёртвых, людей и мифологических существ, природы) общаться и взаимопроникать друг в друга.
Поэтому отношения Мiра людей с Иными Мiрами дают возможность людям повлиять на будущий год, дать силовой толчок для нового жизненного витка, подтолкнуть Кологод.
Совершение этого обряда осмыслялось как забота о Душах умерших, которые, в свою очередь, позаботятся о благополучии урожая в новом году. То весьма характерное обстоятельство, что материалом обрядовых костров нигде не служат дрова, а всегда солома и навоз, часто с хлебными зернами, скорее всего объясняется также с точки зрения сельскохозяйственного культа, причем зерна и солома в качестве материала обрядового огня говорят о тесной связи обряда с чисто земледельческим культом, а навоз, испражнения животных («катяшки») и «корм» говорят о культе собственно скотоводческом, то есть в целом сельскохозяйственном.
Считается также, что домашние обрядовые костры были первоначально такими же умилостивительными жертвами домовому. Личность Домового - дедушки» находится в бесспорной и теснейшей связи с Душами умерших предков.
Подробнее Тайна: Домовой – Предок вашего рода
Другой ритуал состоял в том, что хозяин дома брал горшок с огнём и куль соломы; попрощавшись с домашними, он отправлялся на огород; здесь он сперва полагал три поклона лицом к востоку, потом зажигал сноп соломы с живицей-смолой и приговаривал:
«Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь поживаем!»
Если в целом говорить о том, где легче всего звать Духов Предков с «того света», то это границы пространственные и временные. В пространстве роль «ворот», через которые можно проникнуть из одного мира в другой, играют различные природные и созданные человеком границы: пороги и окна дома, печная труба, ворота, межи полей, границы между селами и тому подобные места, а также водоемы (особенно омуты и водовороты) и деревья.
Во времени такими рубежами в сутках являются полдень и полночь, а в году — периоды зимнего и летнего солнцестояний и, в меньшей степени, весеннего и осеннего равноденствий. То есть те самые солнечные праздники, о которых идёт речь в этой тайне.
В соответствии с этим делением, земной год как бы уподоблялся загробному дню: весенние поминки назывались завтраком по «родителям», летние — обедом, осенние — ужином, а зимние — полдником.
Многие календарные обряды — яркий тому пример. Кто такие святочные ряженые, которые с Рождества до Крещения с пением колядок обходили дома? Конечно, воплощение народных представлений о «родителях», приходящих в эти дни в дома своих живых родственников.
Сам вид ряженых подчеркивает их «иномiрную» природу — рваная одежда, бороды из мочала, закрытые масками или запачканные сажей лица, тулупы, вывернутые шерстью наружу, искусственная хромота, горбы из соломы.
Ряженые входили в дом и объявляли, что они пришли издалека — «из-под самого рая» и проделали трудный путь — переплывали моря, мутные реки и переходили мосты. Своей цели они достигли ровно в полночь, в пути их одежда промокла, башмаки истоптались, ноги замерзли.
Ряженые просили пирогов, лепешек и калачей, взамен обещая хозяевам хороший приплод скота и богатый урожай. Тем же, кто не хотел их одаривать, колядники угрожали забрать корову и самих увести с собой в темную ночь.
В некоторых белорусских колядках прямо говорится: тех, кто колядует, «прислали деды по блины», и это значит, что все дары они собирают не для себя, а для «дедов», «родителей».
Летом души мертвых посещают землю на купальские праздники, в разгар цветения растений. Деревья и другие растения в древности представлялись и воплощением душ умерших и местом их нахождения на земле. Например, ветки берез принято на Русалии приносить в дом, потому что на них любят сидеть пришедшие в гости души. По окончании праздника ветви необходимо вынести из дома, чтобы дать возможность душам вернуться в их мир.
В этих праздниках действует один и тот же набор запретов на домашнюю работу: нельзя шить, прясть, чесать шерсть и обрабатывать пеньку, стирать, подметать и мыть полы, белить печь и выгребать из нее золу, рубить дрова. Все это нельзя делать, чтобы не потревожить и не обидеть души, которые в эти дни незримо присутствуют в доме среди живых, а главное — чтобы грязью и золой не засорить им глаза, не уколоть их веретеном, не замазать глиной.
Вот рассказ о поминальной трапезе:
— Кладут на стол коливо, кисель, яблоки, вареники. Это уже дедам. Положили и говорят: «Пусть ужинают деды! Деды и бабы! Кто на том свете есть!» Если забудешь это сделать, так они снятся и говорят, что приходили ночью, а не было ничего..
Вот еще рассказ о поминальной трапезе:
— Нужно угощенье приготовить, чтобы блюд было нечетное число. Говорят, нужно сварить что-нибудь горячее, чтобы пар шел. Всю еду нужно поставить на стол и звать: «Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!» После еды льют воду с каждого края стола по кругу крест-накрест и говорят: «Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место».
Е. Левкиевская.(«Мифы русского народа») писала так:
— Иногда полагают, что души за поминальной трапезой едят теми же ложками, что и живые, незримо располагаясь у них за плечами. Поэтому ужинающие должны время от времени класть свои ложки на стол, чтобы дать возможность душам поесть. Блюда ставят в нечетном количестве, и от каждого все присутствующие отливают или откладывают по одной ложке в особую миску, которую оставляют на окне на всю ночь. Кое-где считают, что души приходят ужинать ночью, после трапезы живых, — в эти ночи посуду и остатки еды не убирают со стола.
Души приглашают к поминальному столу, крича в печную трубу или через окно: «Деду, иди к обеду!» или: «Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите ужинать!» Часто приглашали и те души, у которых не осталось живых родственников: «У кого нет родни, приходите ко мне!» После завершения трапезы души нужно выпроводить из дома, чтобы они вернулись к себе на «тот» свет и не мешали живым. Для этого после ужина все встают и говорят: «Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе». Иногда хозяин дома открывает окна и двери и, выгоняя души предков, как мух, говорит: «Кыш, душечки, кыш, большие через дверь, маленькие через окно».
На Русском Севере хозяйка, приготовив поминальный ужин, открывала двери и выходила во двор встречать невидимых гостей, приговаривая: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь... Вы озябли — погрейтесь». Последним на поминках подавали кисель. Перед этим пели «Вечную память», а затем хозяин вывешивал за окно холст, на котором гроб опускают в могилу, и обращался к душам: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут помягче — ступайте с Богом».
Души приходят обедать незримо для живых, слышен лишь тихий шепот или шелест, однако человек может увидеть трапезу умерших предков, забравшись ночью на печь и посмотрев в комнату через хомут. Сидя за поминальной трапезой, души рассказывают друг другу, кто из их живых родственников умрет в ближайшее время, а также предсказывают различные события, которые должны произойти в семье.
На Русском Севере в один из святочных вечеров было принято особенно жарко топить печь для Предков. В бане грели воду, оставляли полотенца, обрядовый хлеб и, кланяясь, приглашали души умерших попариться. На следующее утро по следам, оставшимся на рассыпанном пепле, заключали, приходили мертвые мыться или нет.
В древнерусских книгах XIV—XVII веков можно встретить и осуждения «моления навьям (т.е. мертвым) в бане». В древнерусском переводе «Слова Иоанна Златоуста» читаем:
«На печь льюще в бане, мыться им велит, покрывало и полотенце вешая им бане».
Словом, друзья, солнечный праздник — это время перемен и время, когда надо совершать ритуальные действия, чтобы обеспечить будущее благоденствие. Так верили наши Предки, а кое в чём они были поумнее нас!
***
В этой тайне мой главный замысел — показать подоплёку странных ритуальных действий, совершаемых на Излом Солнца. Не всё поместилось в эту тайну, есть у меня замысел продолжить разговоры на эту тему.
Буду рада Вашим отзывам, вопросам и комментариям на странице обсуждения.
В приближении же встречи Коляды — молодого Солнца предлагаю Вам почитать тайны.
Тайна: праздник Коляда
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!
Статью Славянское зимнее солнцестояние — приход Коляды-Просветителя
Тайна: Символы безсмертия — как мы единимся с Предками?
На благо!