Тайна: Потерянный смысл славянских праздников
Огонь в народных представлениях — одна из основных стихий Мiроздания, наряду с водой, землей, воздухом. Отношение к огню было необыкновенно уважительным, как к чему-то божественному, особым образом влияющему на жизнь.
Поклонение огню небесному (Солнце, молнии) и огню земному (костру и домашнему очагу) в полной мере проявлялись в солнечных праздниках.
Но рядом с Огнём — его противоположность, Стихия Воды.«И огонь, и вода – стихии светлые, не терпящие ничего нечистого: первый пожигает, а вторая смывает и топит всякие напасти», — так писал А. Н. Афанасьев, и с этим трудно не согласиться.
Вода в мифологической традиции — это опора, на которой держится земля; средство магического очищения. Водное пространство – это граница между «этим» и «тем» светом. И ещё одно — это место обитания душ умерших и нечистой силы.И во время, когда Мiры смешиваются — одновременно и двери между Мiрами, и спасение.
Потому магическое обращение к Огню и Воде — способ совладать с кологодными изменениями, и вернуть порядок в жизнь.
Особый огонь для праздника
Огонь считали близким Божеством, называли Семарглом, и считали его посредников между человеком и Богом.
Ольга Боянова (книга «Что знают Боги?») так вспоминает мифы о Боге Семаргле:
Один из Сварожичей — Семаргл — Бог Огня. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный Бог Семаргл.
Он восседает на златогривом вороном коне. Густой дым стал его знаменем. Где проезжает Семаргл, остаётся выжженный след. Вспыльчивый, огнеопасный характер создаёт жизненный стиль, отличающийся гибкостью, непредсказуемостью и отзывчивостью на требования ситуации. Он вначале летит и только потом платит.
Обычно у Семаргла не хватает терпения долго оставаться на одном месте, говорить об одном и том же. Теряя терпение, Семаргл легко начинает грубить и даже оскорблять собеседника, в чём так же легко раскаивается.
В то же время Семаргла отличает быстрый ум. Он мгновенно находит хорошее решение, если задача поставлена чётко, а результат известен. Таков он в силе, но иногда выглядит тихим и мирным. Меч ещё полыхает яростным огнём, но уже опущен, рыжие волосы ещё развеваются, как пламя, чёрная борода, как дым от пепелищ, оставшихся там, где проскакал Семаргл, но сам он уже спокоен и задучив. Хотя мы-то понимаем, что это ненадолго. Ещё один миг спокойствия — и снова бушует огненный Бог.
Семаргл не пускает в мир Прави и Яви зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один раз в году сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы — Богини Ночи, которая зовёт его на любовные игры в ночь Осеннего равноденствия. Веды Появление Резы Семаргла наполняет энергией любое дело. Приход этой силы означает, что слишком многое застыло, замёрзло, остановилось.
Влияние Семаргла подобно тому, как загорается городской тополиный пух. Вот белым облаком лежит он под ногами, но достаточно малейшей искорки, чтобы взвилась и полетела всё быстрее огненная позёмка. Так и в нашей жизни — что-то может сгореть моментально, не успеешь и оглянуться. А что-то от огненной энергии может обновиться, свершить круг жизни — и вновь ожить. Так сила Семаргла помогает очищать жизнь от застарелого зла.
Хотя и любили Батюшку Семаргла, но и побаивались! С одного боку – образ грозного, яростного, мстительного пламени, грозящего смертью и уничтожением, на другом – образ пламени, несущего свет и тепло, воплощающего творческое, деятельное начало. Словом, огонь воспринимался живым существом с весьма своенравным норовом.
Для солнечных праздников добывали особый огонь, для этого применяли древнейший способ трения сухого дерева о дерева и высекание искры ударами двух камней (кремней). Первый способ считался более правильным, и огонь называли по-особенному: «новый», «деревянный», «живой», «чистый».Огонь добывали трением, поэтому этот огонь был ещё и «тёртым».
Как и когда добывали живой огонь
Добывали праздничный огонь или простым трением кусочков сухого дерева, так и с более сложными приспособлениями: колоды, лука, деревянного махового колеса, привязанной к столбу веревки, жерди для сушения снопов, полозья саней.
Из деревьев чаще всего брались дуб, ясень, береза, сосна (деревья, дающие свет), а реже осина, ель (деревья, забирающие худо).
Местом добывания огня должно было служить необитаемое, дикое или «чужое» пространство: лес, какое-то пустынное место, «где не слышно пения петуха», чужие угодья, межа, определенное в селе место, куда добираются, не пересекая водной преграды. Это показывает ясно понимаемое магическое значение — огонь надо было добывать на «чужой территории», покинув то место, которым владеешь по-праву. Здесь снова видим ведовское знание о том, что в праздники идёт борьба за отвоёвывание своего.
Да и запретное, магическое время для этого обязательно выбиралось — полночь, «глухое время», рассвет до восхода солнца, словом, то время когда в обыденной жизни надо спокойно спать по лавкам в доме.
Живой огонь возжигали ещё при одном важном условии — во время этого действия огонь во всём селении должен быть потушен. Если огонь не загорается, то причиной этого считается то, что у кого-то в доме он горит. После появления тёртого огня его раздавали по домам, и сохраняли до следующего Солнечного Излома. В этом мы видим мощное стремление «погасить» старое и «зажечь» новое.
Обрядовый костёр
Потому, на все праздники обязательно жгли большой общинный костёр. Делалось это в качестве великого оберегающего действа, помогающего донести свою весть до Дедов — Духов Предков, и для сжигания накопившегося хлама и очищения домов, и для защиты от вредоносных ведьм и колдунов.
Подробнее в тайне Хозяин Огня — славим на Коляду!
Это было большим общим ритуалом: гашение огня в домах, подготовка, разжигание и разношение огня по домам. Общим была и вера в сверхестественную благодатную силу пламени. Совместный праздник с возжиганием колеса и факелов (головня, вынутая из костра), сжигание кукол, которое понималось как смерть старого.
После этого разбрасывали по всей своей обжитой территории пепел, головёшки, угли. И это действие ещё раз подчёркивает основный смысл традиционного праздника — Огонь помог победить старое, и на его пепелище теперь будет всё по-новому.
***
Так что Огонь — непременный спутник славянских праздников, помощник в том, чтобы пережить перемены, очистившись от старого и с новой жизненной силой посмотреть в Будущее. Что же Матушка Вода? Посмотрим на это в следующей статье.
На благо!