Узелок завяжется, узелок развяжется… Что это? Шутливая песенка или давно забытая сказка?
Ответ доносится эхом из глубины веков, с тех самых времён, когда люди верили в Родных Богов, и каждый мог сотворить чудо своими руками. Только представьте: северная деревенька, мягкий свет от лучины окутывает спокойствием, уютом и ощущением тайны.
Сухонькая старушка что—то вяжет в сморщенных, но все ещё ловких руках. Шепчет и приговаривает, отводя хворь от болезного или прося о чём-то своём заветном. Наузы – это особый вид народной деревенской магии, что не забыта и поныне. Это магия долгожитель!
Вот, к примеру, что рассказала нам одна пинежская знатуха, как раньше применяли магию науз в обыденной деревенской жизни:
«Это всё — кто на что горазд: кто лечил, кто как, кто чёво делал. Кто по скотины знал, очень много. Даже было так, что потеряется ско... скот потеряется где—то, вон бабка была одна, что она даже знала, могла эту скотину назад привести. Вот узел навяжет, корову ко двору привяжет, скажет: «Иди, вот там ищи, в том-то месте твоя корова, сама уж ближе к дому вышла». Вот это было так.»
Почему магия науз до сих пор жива в народной памяти?
В наших северных краях время иначе течёт, сохраняя, будто в погребе студёном, все то, во что верили наши предки. Суровые, дикие, первозданные, далёкие от религиозных переворотов земли не спешили принимать иную веру, обещавшую заменить им Родных Богов. Двоеверие поселилось в северных краях, но и староверы и присоединившиеся старообрядцы продолжали чтить прежних Богов.
Только скрывали их под другими именами, но, как не назови, суть-то одна и не изменить её ни законом, ни властью, ни временем.
Вот, к примеру, матушка Соломонида – это Макошь, под Богородицей всегда понимали Ладу, Мать Богов, под Ильёй прятался Перун-Громовержец.
Поэтому и наузы плелись с заговорами с именем Богов.
Часто, завязывая науз, ведуньи обращались именно к матушке Соломониде, то есть к Макошь, ведь у неё в руках, по поверью, сплетаются ниточки нашей судьбы.
Вот, например, отрывок беседы с северной знахаркой. Как она говорит об умеющих вязать наузы:
— У вас тут не было староверов?
— Как, было.
— Были? Прямо здесь в деревне?
— Староверы, наузницы, шопотуньи…
— Староверы и ведуньи — это одно и то же?
— Да.
— У них же вера какая-то другая?
— Другая вера, они э…знать, сами по себе там. Ой, все травки знали, муравки. Что от чего, кака травка от чего, и как, и что, и чем напоить. Как привязать иль отвязать.
— Как это сами себе?
— А сами по себе — это вот и... наверное... друг от друга уже по родству идёт.
— Это они передавали ведовство?
— Да, да, да. Передают друг другу.
— А Бог у них тот же был?
— А? Бог конечно, тот. Да, сказывают, Богов у них было много.»
Наузничество настолько плотно переплелось с бытом славян, что, когда рождался ребёнок, его жизнь с первых дней окутывалось тайной этой старинной магии.
«Там вот в бане мыли, вот они, дак тожо с какими-ти приговорами первые-те сутки, как он рóдится-то, чтоб спокойнее-то был, так это вот были и такие это, что вот надо к этой бабке сходить, это, ак она, говорит, помóёт, дак спокойней будет. Грыжу вот заговаривали у маленьких, узлом завязывали — тожо к бабкам ходили, определённые такие наузницы были. Ну, конечно, кто знает, тот ведь не хвастает.»
Когда хотели обрести любовь, тоже обращались к наузам:
«Пока ты вот, примерно, кого ты, своего кавалера: Пока ты ко мне не придёшь, я тебя... не развяжу у стола... Пока ты не придёшь, не развяжу. Узлом вяжу, будь по—моему. Да будет так! И вот это три ночи связывать надо. Три ночи у стола. И шерстяной ниткой, вот три раза у каждой ноги этой проговорить.»
Волшебство науз живо и сегодня! Иногда мы, сами того не ведая, начинаем творить настоящую магию узелков. Как? В истинно женском занятии – рукоделии!
Если вы хоть раз проводили вечер за вязанием, вышиванием или макраме, наверняка, вы помните это умиротворяющее чувство, похожее на транс, в которое погружает мерное плетение нитей. Это и есть старинная магия узелков!
Не верите? Попробуйте в другой раз, завязывая науз, подумать что-нибудь хорошее о дорогом вам человеке. Пожелать здравия болезному, любви одинокому, счастья горемычному. И увидите, как что-то вокруг вас преобразится, почувствуете силу великую в своих руках и мыслях, ту, что принадлежит нам по праву рождения!
В этом глубинная суть народного рукоделия — ведь именно с помощью нитей и узлов обращаются к Макошь, великой славянской Богине Судьбы и Чародейства. Те, кто помнит о силе Макошь, верят в живую силу науза!
Славянские сказки рассказывают, что ниточку судьбы прядет Богиня Макошь, обрезает её, завязывает узелок. Суждено после человеку жить как Макошь завяжет. Однако, можно обратиться к Богине Судьбы с просьбой об изменении недоли на долю, худа на добро. Для того плетут магические узлы, наузы, схемы которых известны северным Ведающим.
Не забыта народная традиция! В наших силах воссоздать и сохранить то, что нам было передано, да мы по глупости растеряли где-то в пути…
Сегодня каждый желающий имеет возможность прикоснуться к древнему прошлому, познать частичку старинной магии — славянские наузы! Это великая сила, способная помочь любому человеку, способная сохранить, приумножить здоровье, крепость сил, душевное равновесие, да много чего еще!
Читайте следующую статью о том, какими разными бывают наузы! На благо!