Колдуны и знахари: живая северная магия
Как пример приведу закон из римского права V века до н.э. — виновный в сглазе может быть приговорён к смерти.
В тринадцатом веке философы и богословы считали, что именно глаза человека заряжают воздух на значительном расстоянии.
Но речь здесь пойдёт о сглазе, как магическом нападении, и причастности к нему ведьмы. Посмотрим на это внимательнее.
Сглаз ближе, чем чума
Какая-то большое поветрие, по мнению людей, могло и остаться «за дальними лесами, за высокими горами», а вот сглаз мог поджидать прямо в соседнем дворе.
Говорили, что даже тот человек, «на которого не подумаешь», может признать свою способность, против воли и желания, приносить несчастье. К примеру, может брошенным взглядом разбить зеркало или стекло. И тщетны все попытки как-то запереть внутри непрошенный дар.
Как распознать обладателя дурного глаза?
Не только славяне искали способ определить «глазливого» человека, это известно многим народам. Общие признаки, которые, по мнению стариков, выдавали человека, могущего навести порчу: какие-либо телесные изъяны, что-то необычное и странное в облике и, конечно, в глазах.
Опасались людей, у которых подёргивались глаза, косоглазых, обладателей больших глаз навыкате, или, напротив, маленьких, глубоко сидящих. Настораживались при виде людей, у которых глаза были разного цвета, боялись тех, у кого сросшиеся брови.
Представляя полную картину, перечислю также одноглазых людей, рыжеволосых, с нездоровым цветом лица (желтоватым, землистым).
Обладателей большого носа считали носителями этой пагубной способности, так же, как и отсутствие зубов, худоба, неприятный запах тела.
Вера в то, что у старых и безобразных женщин дурной глаз, повсеместна.
Кроме того, такого человека выдаёт поведение: на людях спокойны, молчаливы, живут в одиночестве, но, оставшись без свидетелей, говорят сами с собой и размахивают руками.
Как предупреждали сглаз?
Вот способы, которые были известны в народе (кроме оберегов):
- повернуться спиной к подозрительному человеку или отвернуть от него лицо;
- плотно закрывать дверь комнаты, в которой спишь,
- застилать постель после отдыха на ней,
- не подпускать к ребёнку чужих людей,
- посуду с молоком и маслом не выносить на улицу открытыми,
- закрывать улов, когда несёшь его домой,
- закрывать глаза мёртвому,
- носить неприметную одежду,
- невеста идёт с плотной фатой.
Какие признаки сглаза?
Считалось, что у детей сглаз проявляется внезапной бледностью или похудением, хилостью, изменением цвета лица, слабым пульсом, пятнами под глазами, отсутствием аппетита, изменением цвета выделений, судорогами, припадками, запорами.
Взрослые, получившие сглаз, беспокоились, вздыхали, испытывали панические атаки, плакали, страдали от головной боли. Признаками могли быть желтоватый или пепельный цвет лица, сухие глаза, боли в желудке, рвота, частое потирание рук.
Как ни странно, у такого человека могут появляться галлюцинации и развиваться провидческие способности. Такой человек отказывается от лекарств, а врачи не могут назвать причину болезни.
У знатков существовало много способов определить, есть ли сглаз на человеке. Например, признаком того, что болезнь вызвана глазом, могло быть то, что знахарь, при произнесении заговора, начинал зевать. Ели знахарь зевал меньше пяти раз, то виновницей считалась женщина, если больше — то мужчина.
Другой способ — с углями. Набирали в ковш холодной воды, сыпали в неё соль и опускали горячий уголёк. Если он тонул, то болезнь приключилась от мужского глазу, если тонул только второй уголёк, то сглаз считался от женского сглазу, если третий – то дивичий.
Как избавлялись от порчи?
Именно такого рода помощь оказывалась знатками, которые применяли самые различные способы очищения. Такие обряды проводились преимущественно на убывающую луну, с помощью чёрных предметов. Во многих случаях это действительно помогало.
Как избавлялись от сглаза?
Расскажу приёмы, которые применялись в народе при лечении от сглаза ребёнка, наиболее уязвимого к такого рода магическому нападению.
Соль от сглаза
Соль считалась как оберегом, так и средством лечения от сглаза. Например, когда сглаженный ребёнок капризничал и не спал всю ночь, клали ему под подушку соль в тряпочке или умывали водой, в которой растворяли три крупинки соли.
Вода от сглаза
Был и такой способ: надо было взять дуршлаг (или решето), положить туда ножи, вилки, ложки и взять подвеску-оберег. Затем налить в таз воды. Ребёнка держали под дуршлагом и поливали на него воду из таза через дуршлаг, после чего пеленали и клали спать на предпечье. Так делали три дня подряд, и ребёнок выздоравливал. Также обливали ребёнка, используя решето, на пороге в подпол или избу, произнося заговор.
Сглаз от чужого человека лечили, обмывая лицо, грудь и руки младенца водой от водокреса или водой, в которую погружали всю посуду, оставшуюся после обеда. При этом читали приговор:
«Как я посуду помыла, так и сглаз смывается».
Иногда просто промывали глаза ребёнка чистой тёплой водой перед сном. Для лечения сглаза от родных воду сливали в таз крест-накрест с четырёх углов обеденного стола, наклоняя его и каждый раз приговаривая: «Как посуда убралась, так и сглаз убрался». Затем этой водой обливали ребёнка.
Иногда окатывали младенца водой, взятой из трёх прорубей, при этом приговаривая: «Помилуй, Бог». Набрав воду в посудину примечали, «шевелится» она или нет. Если «не шевелится», то её выливали и наливали другую, иначе ребёнок не поправится.
Проводили такой же ритуал для избавления ребёнка от призора. Они отмечали, что во время проведения всего этого обряда матери нельзя было произносить ни слова.
Мытьё стола
Обращались к мытью стола при снятии сглаза, оговора с ребёнка. При этом мыли углы стола в таком порядке, чтобы получился крест, и этой же водой промывали ребёнку глаза. При этом произносили:
«Как со стола грязь сошла (спала), так пусть и с ребёнка, весь мирской (людской) сглаз, мысли плохих баб, пусть всё сойдёт».
После этого клали ребёнка в люльку. Иногда стол не мыли крестом, а по его углам крестообразно водили сосуд с водой. Иногда воду от крест-накрест вымытых углов стола переливали дополнительно ещё через ручку двери в другую посуду. Этой водой обливали больного ребёнка, произнося при этом три раза заговор:
«Смою я сглаз и призоры темнолицых, светлолицых, краснолицых. Дайте моему ребёнку здоровья».
Меряние и обливание
При лёгком нездоровье ребёнка «меряли». Преимущественно это делали в бане бабка-знахарка или мать, которая должна была особо обучиться этому искусству.
Происходило «меряние» следующим образом: знахарка или мать садилась на порог, лицом внутрь бани. Сглаженного ребёнка клали на колени животом вниз, головой налево, ногами вправо. Затем брали его правую руку и левую ногу и соединяли их на мгновение за спиной ребёнка, стараясь в тоже время плюнуть через левое плечо. Так делали до трёх раз. Вообще, к «мерянию», так как это несложный обряд, прибегали очень часто. Не спал ребёнок ночью, сглазили его или случилось что-то с ним непонятное, его непременно «меряли».
То же самое можно сказать и об «обливании». Суть его в следующем: женщина набирала в рот воды из рукомойника, подставляла ребёнка под дверную ручку и сквозь неё опрыскивала его водой. Другая женщина после этого брала веник, которым подметали пол, и хлопала им ребёнка, имитируя парение в бане.
В некоторых деревнях «обливание» ребёнка для снятия призора проводили по-другому: приносили с реки (или озера) воду, разливали её по трём горшкам. Водой из первого горшка мыли чуров, из второго - углы стола, из третьего - оконные стёкла и дверные скобы. После этого сливали всю воду вместе и обливали ею ребёнка под дымовой трубой через решето.
Пронос
Кроме «меряния» и «обливания», действенным признавалось ещё и такое средство: ребёнка несут в натопленную баню, мать поднимает левую ногу и ставит её на ступеньку полка. Знахарка подаёт ей больное дитя слева, под ногой. Мать справа принимает его, обносит сверху колена и возвращает бабке. Так делают трижды.
Верчение
Ещё одним из способов избавления дитя от сглаза считалось «верчение ребёнка вниз головой под матицей». Это происходило таким образом: выпарив и вымыв ребёнка на жарком полке, мать или бабка брали его за ноги и вертели вниз головой так, чтобы он пятками мог коснуться саженной банной матицы. При этом бабка произносила:
«Спи, как матица, не знай ни приходящих (в избу), ни уходящих».
Сложный обряд на грани жизни и смерти
В случае, если эти способы не помогали, прибегали к последнему средству, которое должно было привести болезнь к какому-либо исходу, то есть к смерти или выздоровлению.
Одна из женщин отправлялась на реку или озеро за водой. Она брала с собой две деревянные чаши. Придя к воде, она, приговаривая «Боже, благослови!», зачерпывала воды сперва одной чашкой, произнося при этом «живая вода», затем другой, произнося «мёртвая вода». Важно было запомнить, в какой чаше какая вода. Вернувшись домой, женщина ставила обе чаши на лавку в красный угол и никому не говорила, где какая.
На каждую чашу непременно клали лучины для того, чтобы в воду не забрался бес и не испортил лечение. После этого мать ребёнка, которая всё это время находилась с ним и не знала, где какая вода, подходила и наудачу брала одну из чаш.
Если ей попадалась чаша с живой водой, значит, ребёнок выздоровеет, а если с мёртвой — непременно умрёт. Однако какая бы вода ни попалась, ребёнка обязательно ею обливали. Делали это так: женщина с ребёнком вставала под лесенкой, по которой спускались в подполье, другая с водой поднималась на третью сверху ступеньку и в промежуток между ними обливала ребёнка. Проделав всю процедуру, ждали, выздоровеет ребёнок или умрёт.
Конечно, сглаз или порча — одно из самых распространённых магических нападений (следующим считается приворот или рассорки в любовной магии). Виновными могли быть и миряне и «профессиональные» колдуны и ведьмы. Знатков призывали для излечения последствий и предохранительной магии. Но во время христианства преследовали и тех и других.
Рассмотрим это в следующей статье.
На благо!