Колдуны и знахари: живая северная магия
Здесь расскажу о преследованиях чародеев.
Посмотрим на это подробнее.
10 век
При князе Владимире (при котором крестили Русь) были определены дела, подсудные христианской церкви: «ведовство, зелейство, потворы, чародеяния, волхования».
Собственно, вот оно, начало гонений и причина, почему они случились. Церковь боролась за право называться единственно чудотворной и уничтожала тех, кто совершал настоящее волшебство.
В болезнях, несчастных случаях, семейных ссорах, плохой торговле, военных поражений, стихийных бедствиях и эпидемиях — во всём стали обвинять чародеев. Тут уж кого придётся, не разбирая, знатков и колдунов.
Но, несмотря на то, что века шли, вера в могущество людей, обладавших особым знанием, не ослабевала. Да и миряне никак не хотели отказываться от обрядов, примет, поговорок. В дохристианские заговоры вставлялись имена христианских святых, которые, по мнению народа, норовом походили на кого-то из Старых Богов. Заговоры записывали, хранили, передавали по наследству, носили с собой как амулеты.
16 век
Любопытно, что и христианские священники точно так же верили в народную магию. До сих пор высшие чины в церкви борются против чёрной четверговой соли, объясняя это «суевериями», и до сих пор монахи Валаамской пустоши пекут чёрную соль и продают (!) всем желающим. Да как не делать четверговую соль попам, если в «Стоглаве» (законодательный сборник, утверждённый церковным собором в середине 16 века) порицали тех священников, которые в великий четверг ссыпали принесённую прихожанами чёрную соль под престол, держали там до Семика (навного четверга), а после продавали как целебную.
Все верили в чародейство и колдовство и боялись и того, и другого, почти не разделяя. Помещики наказывали крестьян, обвиняя их в чародействе, а те, в отместку доносили на них о том, что именно помещик занимается волхованием.
Боялись чародейства все. Вот, к примеру, как присягали Борису Годунову:
— и коренья не давати, и не велѣти мнѣ никому зелья лихого и коренья давати; а кто мнѣ учнетъ зелье лихое или ... слушати и зелья лихого и коренья у того человѣка не имати; да и людей своихъ съ вѣдовствомъ да и со всякимъ лихим зельем и с кореньями не посылати и ведунов и ведуний не добывати…
Никакие правители не могли бороться с верой народа в чародейство. Вот, к примеру, в указах к судебнику в царствование Ивана Грозного было велено, чтобы православные христиане «к волхвам бы и чародеям и к звездочетам волховать не ходили».
Но сам Иван Грозный точно так же верил в полусторонние силы. В 1572 году Иван Грозный, объясняя своё желание жениться в четвертый раз, говорил, что его первую супругу извели злые люди вражьим наветом, отварами и чародейством, вторую отравили, третью испортили.
17 век
Борьба с колдовством продолжалась в 17 веке. К примеру, в 1606 году в Перчи церковный дьячок Оничко Кичимов обвинил некого крестьянина Тренку Талеева в том, что тот испортил его жену, напустил на неё икоту (другими словами, подселил беса). Но, надо сказать, что после того, как Талеева кинули в тюрьму, его жалобы дошли до Москвы, оттуда пришло предписание провести расследование и, если тот невиновен, отпустить.
Знаменитое дело о чародействе в правлении Михаила Фёдоровича в 1638 году — поймали некую Дарью Ламанову, которая хотела извести царицу. Сыпала песок на след, шептала на полотно для одежды царицы, сыпала уголь. Но следов порчи на царице не оказалось, и дело постепенно затихло. Через пять лет умер пятилетний царевич, вспомнили о Дарье Ламановой и выслали в сибирский город Пелым.
В семнадцатом веке царскими указами запрещалось волхование, нарушивших указ должно бить батогами, а ослушавшихся трижды — ссылать в окраинные города.
18 век
В 1716 году Петр I утвердил воинский устав:
«И ежели кто изъ воинскихъ людей найдется идолопоклонникъ, чернокнижецъ, ружья заговоритель, суевѣрный и богохульный чародѣй: оный по состоянію дѣла въ жестокомъ заключеніи, въ желѣзахъ, гоняніемъ шпицрутенъ наказан или вестма сожжён будет».
Отношение к ведовству в царствование Елизаветы Петровны можно увидеть из указа от 24 августа 1754 г. о разработке проекта нового Уложения. В одном из вариантов проекта в главе «О колдунстве и волшебниках» за распространение суеверий предлагалось наказание плетьми или кнутом, за «суеверные бредни шептанием» — телесное наказание и публичное покаяние, и лишь в случае причинения кому-либо реального вреда лицом, «обманно выдающим себя за чародея», — смертная казнь через обезглавливание.
Но именно в восемнадцатом веке закончились столь ужасающие преследования знающих.
19 век
Ознаменовался тем, что магическая практика стала не религиозным преступлением, а как бы нарушением общественного порядка и безопасности. За «подложное проявления чудес» предполагалась ответственность лишь за распространение «заведомо ложного, могущего возбудить общественную тревогу, слуха».
20 век
Расцвет мистическо-оккультных учений и сект, в высшем обществе процветала вера в чудеса, творимые магами, ясновидцами, медиумами.
Что же сейчас?
Деятельность «потомственных ведьм», «православных (!) колдунов», «дипломированных экстрасенсов», «целителей», «ясновидящих», «ведьм» создаёт путаницу в головах и порождает веру во вседозволенность магического воздействия. Люди, не понимая разницу между колдунами и знатками, между людьми, обладающими даром, знаниями и умениями, и шарлатанами, теряют веру в чародейство в целом.
Дайте себе время понять важные различия! В следующей статье посмотрим внимательнее на то, как определить колдуна.
На благо!