Уходящая магия старообрядцев
Надо сказать, что именно старообрядцы славились постоянной борьбой за духовную
и плотскую чистоту. И эта борьба была хорошо организована тем, что
старообрядческая община имела ясную иерархию, с определёнными правами и
обязанностями.
Сразу скажу, что наиболее ценными членами общины считались старцы, религиозно
грамотные люди и обладающие тайными знаниями.
Структура общины еще в двадцатые годы XX века включала три половозрастные
группы: «верующие», «ножонат» и «мирские».
Верующие
Дети и старики считались особо «чистыми» с точки зрения старообрядцев — они
были более всех приближены к Божественному Иному Мiру.
Книжницы — вдовы или незамужние вековухи, которые были религиозно
образованными и почитались членами общины как духовные лидеры. Из также
называли «богомолками».
Знающие и провидцы — чародейно одарённые, практикующие знатки.
Милостяшки — собирающие милостыню (не путайте с нищими), это были люди, вполне
успешно общающиеся с «сильными мира сего».
Религиозно образованные мужчины «отче». О них я рассказу отдельно.
Вне общины
Вне конфессиональной общины стояли колдуны, владельцы чертей, в буквальном смысле люди вне Бога и без креста.
О старообрядческих крестах
Кстати, старообрядческий крест совсем не христианский, вот старинный
старообрядческий северный крест.
Некоторые виды старообрядческих крестов подозрительно похожи на восьмилучевой
Кологод.
О старинных дохристианских крестах можно почитать
здесь.
Не попы, а «оссе»!
Адептами «старой веры» выступали «отче», «оссе» — духовные лидеры, наделенные
исключительной духовной властью и ответственностью перед лицом общины за
соблюдение чистоты религиозных убеждений, сохранение и соблюдение «дедовских»
обычаев. Ими были холостые или пожилые мужчины, получившие конфессиональное
образование.
Будучи главными посредниками между верующими людьми и Богом в окружающем их
«чужом» мире, они исполняли таинства имянаречения, благословления, исповеди и
поминовения, хранили и проповедовали представления о праведной жизни.
Чрезвычайно важное значение в старообрядческой среде придавалось книжному
знанию «отче», зачастую оно было «краеугольным камнем личного авторитета, даже
если в других отношениях человек не являлся примером.
Авторитет «отче» укреплялся за ними благодаря аскетическому образу жизни и
окружающему их ореолу святости, особой духовности и, не в последнюю очередь,
происхождению из высоконравственной семьи, дару слова, личной нравственности.
Многие из «отче» и «книжниц» получили домашнее образование, воспитываясь в
семьях потомственных наставников. Из известных династий современные жители
называют Кинтушевых, Померанцевых, Бириновых, Бирючовских, Ерошенковых,
принадлежащих к числу карельских первопоселенцев. Преемственность духовного
водительства осуществлялась по благословлению старым «отче» нового, который
обращался к нему со словами: «Благослови, отче».
Наставники жили обычно при моленных; их к тридцатым годам XX в. было пять в
Новинке, Бирючово, Логиново, Коргорке, Моклоково. Внешне «отче» отличались от
других одеждой — черным длинным платьем типа священнической рясы, так как
правительственное установление 1883 г. запрещало им ношение церковного
облачения.
Верующие величали наставников по отчеству, а за глаза называли «себе». «Отче»,
как и «богомолками», становились не по принуждению, а по осознанию
собственного духовного пути, стремясь к нравственному совершенствованию и
спасению души. Они сосредоточивали в себе широкий круг религиозных знаний
(знание и умение читать старообрядческую литературу, знание «божественного
слова» — молитвы, знание божественной сути явлений и многое другое); следовали
в своей жизни строгим нормам старообрядческого бытия и были тем самым удалены
(или выведены) за рамки повседневной жизни общины.
Конечно, точное следование правилам «чистоты», включая духовную и телесную
аскезу, было не доступно и не возможно для всех членов старообрядческой
общины. Поэтому эту аскезу, как бы за всю общину, несли духовные лидеры.
Самые уважаемые женщины — книжницы!
«Книжницы», «богомолки» (в других старообрядческих традициях «наставницы»,
«келейницы») — это наиболее религиозно грамотные пожилые женщины, исполнявшие
учительские функции, знавшие устав богослужения, имевшие твердые
старообрядческие убеждения. Книжницами также могли стать незамужние вековухи и
вдовы.
Разрушение института духовных отцов в 30-40е годы привело к тому, что роль
«отче» взяли на себя «богомолки». Благодаря тому, что многие из них
происходили из династий «отче» и «книжниц», а некоторые (Бириновы,
Бирючовские, Федоровские, Ерошенковы, Померанцевы) получили конфессиональное
образование в Москве, в течение ряда десятилетий удавалось совершать
обязательные таинства, моления, вести литургическую службу, сохранять
относительно высокий уровень религиозной грамотности.
Обучение детей (мальчиков и девочек в возрасте от шести лет) словесной грамоте
по «старонареченным» четьим и служебным книгам на церковнославянском языке,
прежде всего по Псалтыри и Канонам, велось в моленных или на дому: «Учили Богу
молиться, побожески петь».
В народе до сих пор отчетливо осознают значимость книжного знания и роль книги
в старообрядчестве, по сути являющегося «религией книги». Да, именно потому мы
в «Северной Сказке» держимся за книги в «бумажном», а не «электронном» виде.
Судите сами о трепетном отношении старообрядцев к собраниям книг. Библиотека
одной из последних грамотных книжниц деревни Забелино М.Ерошенковой (ум. в
1989 г.) включает 20 старопечатных и рукописных книг ХVII-XX в., в числе
которых преобладают книги для обучения и домашнего чтения.
Библиотека В.И. Рыбаковой (21 книга) сформировалась из разных источников: в ее
составе книги из моленной деревню Бирючово, оставшиеся от прежних «оссе».
Вот как пояснила содержание некоторых из них современная владелица:
«эта книга цветна о том, как жить вперед будет, как началась жизнь»; эту
«читают, когда родителей поминают в родительские дни»; это «кафизмы каждую
неделю читаю».
В качестве примера приведу некоторые факты из жизни одной из особо почитаемых
«книжниц» Ириньи Ивановны Бирючовской, умершей в 1987 г. в возрасте около 90
лет.
Родилась в деревне Бирючово; читать и писать по церковнославянски выучилась у
своей тетки известной до нее наставницы Матрены Григорьевны Бирючовской.
Замужем не была, имела серьезный физический недостаток; большую часть своей
жизни провела при моленной, где и жила вместе со своей теткой. Рассказывающие
о ней отмечали спокойный и жизнерадостный характер Ирибабки. Она отказалась от
мирских радостей, посвятила себя добровольным самоограничениям и
сосредоточению всех сил и помыслов на чистоте души. Соблюдение строгого поста,
определенные пищевые запреты понималось (и сейчас понимается) как духовное
испытание и очищение. В полной мере это относилось и к И.И.Бирючовской: «уже
еле-еле брещала, но постничала: сладкого мало ела, чай не пила кипяточек».
К Иринье Бирючовской приходили люди из всех окрестных деревень с просьбой
помянуть умерших родственников. Отмечу, что современные староверки, когда к
ним обращаются с подобной просьбой, считают себя не вправе отказывать: «это
самолюбство будет». Перед смертью, а умерла Ирибабка в Вербное воскресенье,
огорчалась, что «книги будут голодные лежать» некому их будет читать, а надо
бы, «тогда книги радуются».
В соответствии с существующей и поныне традицией, смертная одежда и саван,
сшитые иглой назад, белая лестовка, свечи, иконка-складень были подготовлены
И. Бирючовской заранее. По ее устному завещанию были распределены книги; на
могиле был установлен старообрядческий «вересовый» (можжевеловый) крест,
отсутствовали живые цветы и венки.
Провидцы и «милостяшки»
Наряду со «знающими», другими посредниками между мiром человека и
сверхъестественным мiром выступали провидцы и «милостяшки»; они же
предсказатели судьбы, вещая сила, связующая с миром предков, и вместе с тем
угодные Богу, заступники перед ним за людей.
В карельской деревне Селище провидцы и милостяшки заселяли один из ее трёх
концов. «Милостяшки» как люди бывалые, ходившие по святым местам, были
рассказчиками различных историй и преданий о «святом» и «чудесном». Были среди
них и толкователи сновидений, «видящие» судьбу.
Сон как пограничное состояние между жизнью и смертью имел немаловажное
значение в восприятии мира карельских старообрядцев. Многие часовни были
поставлены как «выснившиеся». Их явление во сне предрекает возможную перемену
в судьбе, что связано со смертью или болезнью, вот почему необходимо дать
завет найти реальное подобие приснившемуся, иначе «на душе неспокойно».
Матери, у которой очень серьезно болел сын, приснилась часовня, в которой она
узнала одну из часовен в близлежащей деревне. Она отнесла туда заветное
полотенце; после ее полусуточного моления в часовне сын поправился.
Снящиеся предки, умершие сородичи и знакомые раскрывают суть происходящего,
передают «знания» (один из «знающих» перед своей смертью обещал другу
«расскажу хоть во сне»), и конечно же предрекают будущее.
Современные староверки
Собирательный портрет карельских «книжниц» обладает рядом типических черт:
преобладающее их большинство в прошлом были незамужними женщинами,
отличавшимися строгими религиозными убеждениями, владевшими всеми тонкостями
обрядов и повседневных основ «старой веры», осознавшими свою учительскую
миссию.
Современные староверки становятся таковыми лишь в старости, приобретая знания
«самоуком». Сокрушаясь о своем невежестве («верим, как умеем, может быть
что-то делаем и не так, но теперь спросить не у кого»), они ободряются мыслью,
что кроме них некому выполнять основные требы (имянаречение, исповедание и
поминовение) и поддерживать литургическую службу.
Свою религиозность, верность святыням «книжницы», как и другие «верующие»,
проявили в отстаивании моленных, часовен, книг и в 30-е и в 60-е гг.
двадцатого столетия, в периоды особых гонений на старообрядчество.
Так что и нам, желающим воссоздать представления наших предков о Мiре и
о месте человека в нём, приходится приобретать знания «самоуком». Но
ничего, мы справимся, друзья!
На благо!