Тайна: что вы знаете про встречу пяти на Перекрёстке?
Продолжим наши размышления о природной магии нашего народа, о местах силы, перекрестьях и … магии муравейников.
Сны и муравьи
К чему снятся муравьи? Мол, ничего доброго, скорее всего, к перенапряжению на работе. Народное ли это толкование или современные придумки? В чём состоит магия муравейника и муравьёв?
Кстати, муравьи в доме раньше воспринимались как символ благополучия и процветания семьи. Считалось, что муравьи не способны прижиться только в том доме, где царит худо. Если между членами семьи возникали разногласия, муравьи покидали это бес-порядочное место.
Посмотрим на это внимательнее.
У нашего народа особое отношение ко снам, как способу отпустить свою Душу в Иные Мiры. Есть и Боги Сна, Дрёмы и Забвения.
И, вы, конечно, знаете, много толкований образов насекомых, показанных во сне. Они тройственны. Первое — это их связь с Иным Мiром — Подземным Царством Прави, что само по себе очень важно. Второе — насекомые считаются предвестниками счастья, богатства, приплода скота и прочих благ, традиционно ожидаемых от Предков из Мiра Нави. И третье. Насекомые страшные вестники приближающегося несчастья, беспредельного хаоса, наступающего в жизни — беды, пожара, болезни и смерти.
Кратко — о насекомых, предвестниках Хаоса
Есть народные представления о том, что вши, черви и чёрные тараканы снятся к болезни. Так же, как и безобидная с виду бабочка — её называют так же, как и лихорадку, ворогушей и опасаются невзначай съесть хотя бы её часть (от этого случится лихорадка). Бабочка во сне предвещает ни мало, ни много, а саму смерть (воплощая в себе образ отлетевшей Души). Пчёлы могут сниться к пожару. Особым зловещим сном считается появление мухи, которую наш народ считает воплощением бесовского племени.
Об этом можно почитать в тайне Северные колдуны и знахари.
Муравьи — податели благополучия
Муравьи же, напротив — и во снах, и в народной магии, считаются подателями благ. В первую очередь — это обеспечение плодородия скота. Вот что рассказывают старожилы:
— Кто-нибудь из младших в семье утром в Чистый четверг приносит из лесу муравьев. Часть из них надо отнести в хлев, чтобы овечки и коровки плодились, часть скормить с овсом лошадям.
— Когда выбираешь место, где хлев построить, надо принести из леса мурашек и посыпать ими на то место, где хочешь строить, если мурашки не расползаются, то место хорошее. В том месте, где находился муравейник, строить дом нельзя — «хвороба да смертность буде», но это место рекомендуется для постройки скотных сараев: «прибыток скотини буде».
Встречаем использование муравейника для оберега и благополучия скота — при закладке хлева приносили муравейник, чтобы плодилась скотина, говоря при этом: «Как мураши котятся, так скотинка плодись».
Муравьи и ртуть, освобождающие от болезни
У нас на севере, чтобы освободиться от болезни, сначала в бане делали изображение мужчины. Затем с этим изображением надо было, взяв ртуть, идти к муравейнику. Ртуть, как известно, применялась во многих обрядах, ее считали сакральным веществом, называли «живым серебром».
Оставим мысль о ядовитости ртути — металлическая ртуть, вопреки расхожему мнению, не является ни сильнодействующим ядом, ни особо токсичным веществом. Чистая ртуть в виде жидкости, пусть даже проглоченной, не особенно опасна. Но этого нельзя сказать ни про пары металла, ни тем более про соединения ртути.
Так вот. Металлическую ртуть в качестве оберега клали и под порог, и в нагрудные мешочки вместе с лапками землеройки («земляного медвежонка»), и даже в крупу. Затем у муравейника обращались к Лешему, лесному царю, сильному правителю леса, всех скал хозяину и гор властелину, и просили простить долги и принять жертвы-приношения: «выпей с вином свою злость, с пивом своё плохое».
Потом принесенными подарками (ртуть в тряпице; в двух берестяных коробочках трижды по девять ячменных зерен) делали крест, рассыпали все вокруг муравейника и, прислонив к дереву, устанавливали заранее сделанное изображение. Говорили: «Вот тебе подарки, сильный правитель леса, Леший-Хозяин!», поворачивались спиной и уходили, не оглядываясь: «Всего хорошего!».
На этом примере становится понятным роль муравейника. Это место, где можно позвать Лесного Хозяина из Другого Мiра, это место силы, перекрёсток Миров.
Что ещё могло происходить около муравейника?
Магия муравейника объясняется тем, что он является средоточием, перекрёстком лесной жизни, местом обитания лесных Духов и общения с ними. Помимо того, считалось, что в образе муравья предстает и сам Хозяин Леса. Знатки так говорят:
— Народ-то леса, покажется тому, кто умеет их вызывать, в виде муравья.
У муравейника проводили многие ритуалы: исцеления, гадания, поднятия девичьей лемби -славы. Есть былички о том, что рядом с муравейником Хозяева Леса оставляют похищенных или потерявшихся людей, которых они приносят обратно по просьбе Знатка.
Обряды вызова дождя
Коли полям грозило палящее солнце, у муравейника взывали к Богам Прави. До утренней зори раскладывали сухие ветки и поджигали. На восходе муравьи выходили в Явь, но не могли отправиться дальше от жара и дыма. Через несколько минут после появления муравьёв огонь тушили, чадящие хворостины и угольки разбрасывали далеко от муравейника, обожженную огнем землю разрыхляли, чтобы муравьи могли спокойно передвигаться. Считалось, что муравьи «доложат, кому надо» о необходимости дождя, и долгожданная влага прольётся на жаждущие поля.
Освобождение от бесов
Мало того, муравьи и муравейник — средство народной магии для того, чтобы избавиться от несчастий, приносимых бесами. Использовалось соединение сил дерева Рябины и места сила — муравейника:
— Слова говорить над рябиною в весне, найти на муравьи на молодом месяцы. А ты, рябина, выпряни, вон вынеси; надобе, чтоб меня не нял никаков портеж, ни насылка, ни переполох; а годно бы то было надобе самому и людям». Заговор говори, держась за рябину, а потом сделай из нее посох, носи его с собой и грязи, а щепочку оставляй за щекой. После ничего не бойся.
Муравьи — божественные воины братьев Белобога и Чернобога?
Видели когда-нибудь муравейник в лесу? Это образец сложного инженерного сооружения, фермы для выращивания грибов, образец порядка и серёдки мiроздания, перекрестье муравьиных троп. Но — кипящего жизнью всегда.
Невольно вспоминается Бог Белобог, держащий у себя сосуд знаний о Прошлом, Настоящем и Будущем в то самое время, когда и муравьи полны сил и движутся по белу свету. Но и другое верно — во тьме зимы не прекращается муравьиная жизнь. В то время кологода, когда Чернобог владеет Мiровым Знанием, муравьи продолжают свою жизнь — в темноте, но по-прежнему вместе.
Возвращаясь к теме муравейника как перекрёстка и месте проявления божественных сил, напомню об историческом персонаже «Слова о Полку Игореве» князе Всеслав Полоцком. О нём было написано, что этот чародей был «бел и чёрен», «превращался в горностая», «рыскал в ночи волком», имел «душу волшебника» в «храбром теле» и был «ведуном искусным». Похоже на то, что был этот чародей Волхвом кого-то из сильнейших Богов славянского Мiра. Возможно, обоих братьев?
А вспоминаю о нём, потому что было сказано, что он мог сам превращаться в муравья и превращал «муравейных людей» в своих воинов. Невольно возникает мысль о том, что муравейник, перекрёсток, легенды о встрече братьев-воинов Белобога и Чернобога сплелись в одном месте и в одном времени.
Так что, друзья, увидели муравья во сне — то, памятуя всё вышесказанное, скорее всего, Вы увидели воина, помощника для борьбы с бесами и бес-порядком. Вам шлют предупреждение о том, что надо навести порядок в доме и в делах.
Остановлюсь в своих рассказах о муравейнике. Перейдём к другому месту вместилищу божественной силы — дереву Ели.
На благо!