Поиск
Тайна: Магия Древней Руси

Заклинания и приговоры — сила обряда!

Большое значение в хозяйственных и календарных обрядах на Руси имели заклинания и приговоры. Заклинания, как можно предполагать, были исконным, древнейшим видом обрядового фольклора. Слово воспринималось, как дело, оно органически сливалось с действием, поясняло и как бы закрепляло его.

Термины «заклинания» и «приговоры» в известной, мере условны, и четкой границы между ними нет. Но заклинание имело отчетливо выраженную магическую значимость и произносилось с целью вызвать желаемый результат, приговорам же, также сопровождавшим обряд, особого значения уже не придавалось, они исполнялись по традиции, выражали пожелания, на поздней стадии существования обрядов они могли приобретать и шутливый, развлекательный характер.

Все заклинания выражали требование, пожелание-или просьбу, были обращены к кому-то или к чему-то. Тон заклинаний мог быть разным — приказание, уговор, мольба. Слова заклинаний в своей основе содержат основное пожелание, могут быть краткими, или дополненными различными описаниями, сравнениями.

Посмотрим на виды заклинаний.



магические обряды

Простое заклинание

Простейший и, вероятно, наиболее древний первоначальный вид заклинаний — непосредственное обращение к объекту, на который хотели воздействовать.

А воздействовать пытались на весь окружающий Мiр, на явления природы, которые персонифицировались; к ним обращались, как к живым существам. Эти обращения, как правило, имели характер требования, приказа.

Это могли быть отдельные выкрики, вроде тех, какими прогоняли зиму, уничтожая при этом соломенное чучело. Большую часть заклинаний, обращенных непосредственно к объекту воздействия, отличал повелительный тон: уходи вон, перестань, принеси, расти и тому подобное.




Заклинания-уговоры

Эти заговорные слова обращены не к тому, на кого обращалось воздействие, а уже к посреднику — сверхъестественному существу, от которого ждали помощи. Заклинающий выступает здесь не сам по себе, активно воздействующий на природу, а, скорее, как партнёр, уговаривающий Дух или Божество.




Заклинания-молитвы

На эти заклинания сильное влияние оказало христианское мировоззрение; вместо обращения к первоначальным стихийным Божествам стали обращаться к Христу, Богородице, святым, а само обращение стало звучать, как церковная молитва. Это меняло тональность заклинания, из повелительного оно становилось просительным. Заклинания-просьбы часто не были связаны с какими-либо магическими действиями, что также говорит об их позднем происхождении.




Заклинания — мена

Свои особенности имеют заклинания, генетически восходящие к обряду жертвоприношению. Они требовали ритуального подношения, которое чаще выливалось в кормление мифологического существа, от которого зависело осуществление желания.

Эти заклинания сохранили более древний пласт верований. Они были обращены к олицетворениям Стихий, к домашним и полевым Духам, к Духам Предков, которых хотели задобрить, с которыми старались договориться.

Эти заклинания построены как обмен (мена) — вот тебе ... а ты нам (дай то-то, сделай или не делай того-то). У подобных заклинаний могла развиваться вторая часть: уточнялось, что должен сделать тот, кому приносили дары.




Заклинания — уподобления

Построены на приёме, который можно назвать «одно к одному». Довольно часто встречались заклинания, основой, которых служило сопоставление, уподобление двух (а иногда и нескольких) предметов или явлений — действительного и желаемого.

Заклинания этого типа обычно произносили, когда производили действие чем-то подобное тому, которое хотели вызвать, или использовали предметы, свойства которых хотели передать заклинаемому. Такие заклинания построены на формуле: как ... так бы ... В заклинании может содержаться и несколько сравнений.

Основной магический прием, используемый в заклинаниях этого типа — сравнения, которые в заклинаниях других типов почти не встречаются.

Например, свойство предмета (только что распустившиеся ветви дерева) должно было передаваться человеку, с которым они соприкасались, дать ему здоровье, силу: «Будь здоров, как верба»; «расти, как верба».

Иногда это были типичные приговоры-сопоставления:

«Как вербочка растет, так и ты расти».


Любопытно, что магический помощник, ветка вербы, как бы действует самостоятельно:

— Не я бью, верба бьет. Верба хлес, бей до слез.



магические обряды

Как изменялись заклинания со временем

Как мы понимаем, магия возникла в незапамятные времена, и в тех пор много воды утекло.

Заклинания, возникшие в глубокой древности, сохранялись очень долго. Со временем они, конечно, изменялись, пополнялись новыми произведениями, взаимодействовали с близкими им жанрами — заговорами календарных обходов дворов.

Изменению заговоров со временем способствовала устная традиция — там, где не было поголовной грамотности, могли сохраниться только короткие заговоры-шепотки. Простые фразы, кратко выражавшие пожелание или требование, ритмически организованные, рифмованные, вроде коротеньких прибауток и присказок.

Там, где это было возможно, заговоры сохранялись в полноте, имели ясную структуру введения, славления, уговора и закрепа.

Какое-то время отдельные заклинания, исполнявшиеся коллективом, могли повторяться детьми как приговоры-прибаутки, причем дети могли их переделывать на свой лад. Когда бывшие обряды становились праздничным развлечением, место заклинаний могли занимать новые приговоры-прибаутки (как-то было, когда жгли чучело Масленицы), иногда они тут же придумывались.

Сейчас, когда Вы можете почерпнуть заговоры из «всеобщей паутины», Вы имеете дело с самыми разными заговорами – оборванными, переделанными, фальсифицированными.

Потому, коли хотите заниматься славянской магией, изучайте строение старинных заговоров — это позволит Вам отобрать золотые самородки из кучи песка.

***

Другая проблема современного человека, которую мы получили вместе с увеличением объёма доступной информации — отличить злонамеренную магию от той, которая творит добро.
Для этого пишу следующую статью.
На благо!