Мудрость моей бабушки Екатерины Васильевны
— Туда широка дорога, да оттоле узка, — как-то сказала баба Катя вслед молодому парню, который уезжал из деревни «в город».
— Почему ты так говоришь, баба? — задавала я вопрос, зная, что без интереса с моей стороны бабушка ничего сказывать не будет.
— Дак Михей-то из чернотропников будет, вернётся нескоро, но сильнее может стать, чем отец-то его, — покивала головой и развернулась домой бабушка. — Хочешь знат? Ну пошли, поможешь картошку чистить, между делом доскажу тебе, внуцка.
Про чернотропников мне было известно — есть у нас рода особые, чародейные, про них говорили, что они чёрными тропами ходят, но только после того разговора сложилось у меня представление о магии тех, кто «тропами ходит». Вот что тогда узнала.
— Получение силы для мужиков — не просто обучение по наследству. Вон Михей перенял от отца знание, а, чтобы в силу войти, получить по-настоящему, надо ему отправиться в дорогу, дойти до чужбины и получить ей от чужаков. Вот так-то!
Как бывает-то частенько. Мужик, вроде и знает что, и есть норов подходящий, а нет в нём настоящего чародейства. Так, коли уйдёт, а потом вернётся, так возвращается Сильным. Мене многие мужчины-знатки сказывали, что первую статью-заговор они переписали у «попутчицы», «в гостях», от прохожего, цыгана, коновала там, в общем, от чужака на чужбине.
Силу мужик получает или сам по себе, или от другого знатка, коли тот умирать собрался, и это завсегда происходит очень страшно для молодого. Это надо в самое страшное тёмное время, выйти в страшное место у дороги, на перекрёстке, заговор прочитать такой, что бесов призывает, хаосовских выкормышей, да прямиком из Нави.
— Ой, баба, — наши знатки же не плохие, они не с бесами ведь работают?
— Нет, конечно, не бойся, внуцка. Бесов зовут, потому как они самое страшное, что может со знатком произойти. Чуть слабину даст и превратится в двоедушника, сам бесом одержимого. Вот и происходит тут война знатка со своим страхом, и должен он его победить. А как победит свой страх, то суть побеждает бесов. Вот, в соседней деревне Петр хотел Федяшке передать силу: «Залезешь в подполье, там пламя будет. Надо в него лезть». Федяшка испугался, не полез. Так и не передал.
— А как бесы проявляются?
— Так чудовища разные лезут, и, знаешь, коли знаток ничего не увидит-не услышит после того, как в страшную ночь на перекрёстке заговор прочитал, это ещё хуже. Это значит, что сил у него совсем мало, и он не охотник вовсе, а жертва. Потому немногие и рискуют так сделать, да и мало об этом говорят, чтобы лишние уши не услыхали. Ну а коли Знаток победил свой страх, ему для победы над бесами даются помощники. Знаешь, они сами очень страшные, помощнички-то, — помолчав, добавила бабушка, — они ведь тоже из Нави. И потому после такого обряда Знаток становится силён, одинок и страшен.
Вот что узнала из дальнейших расспросов.
Во время такой инициации, на высоком напряжении чувств, на преодоление своего страха Знатку являются помощники. Примеры такие можно привести: огромная лягушка, черная кошка, явившаяся в бане; черная собака, “плясавшая” в стакане с водой; зайчик, лиса, чудовищная растрепанная девица на лесной дороге; приснившийся бурый медведь огненный змей, летящий на закате. Страх обретает образ и становится помощником и образом силы. Поэтому — страхом-силой теперь можно управлять, вызывать по своей воле, насылать и так далее. Сила-страх теряет свою неопределённость и становится подвластна Знатку. Собственно, такое осознанное владение силой и делает мужчину Знатком. Насколько мне известно, у опытных Знатков целая дружина таких помощников, их называют иносказательно «товарищами». Вероятно, нарастание силы идёт через такие победы, совершаемые время от времени.
К тому же, если старому знатку не удаётся перед смертью передать свою силу, то он заключал её в предмет (посох, веник, например) и относил её на перекрёсток — сила должна перейти тому, кто его поднимет.
Другое место, обычное для ритуала передачи силы — нежилой сарай или баня. Такие места считались «не здесь и не там», между «дорогой и домом». Баня использовалась и женщинами знатухами для обучения и лечения, но мужские обряды больше связаны с тем, что баня всегда связывалась с понятием дороги.
Так или иначе, за силой «ходили», привозили её из путешествия символического или настоящего. Потому сила получается снаружи, со стороны, и способ её применения такой же — внешний. Получая силу, мужчина приобретает статус чужака, отгороженного от остальных людей своими особенными способностями.
Потому, друзья, уж сами смотрите. Пользоваться женской «кровной магией», построенной на добросердечии и родственности, или мужской, полученной через страх.
Ну а я передаю вам эту тайну, потому что мне было разрешено. Благодарю тебе баба Катя, за то, что по-прежнему приходишь ко мне во снах.