Тайна: Кто Вы в славянской магии? «Профан» или «Профи»?
Курс для тех, кто хочет изучать славянскую северную магию с самых основ.
Узнать подробнее
Самые первые представления о народной магии — это целительство (оздоровление) и магия исполнения желаний (в самых различных областях жизни: отношения, достаток, общее благополучие).
Уже здесь Вы можете определиться со своими желаниями и начать с чего-то одного. Надо сказать, что магические приёмы в своей основе одинаковы в обоих направлениях, но всё же лучше, если Вы достигните определённых успехов на одном пути, постигнув особенности, и дальше станете уже дополнять своё мастерство.
В этой статье обсуждаю народное целительство, не касаясь пока магии исполнения чаяний.
Что такое болезнь, по народным представлениям
Как правило, в заговорах болезнь предстаёт как некая зоо- или антропоморфная сущность, которую необходимо удалить из человеческого тела, во всех смыслах – тела явного и тел тонких.
В славянском представлении болезнь – нечто внешнее, что поселяется в теле.
Вот описание, которое даёт точное представление о том, как заболевает человек, с точки зрения знахаря (О. Боянова «Магия веретена»):
— Почему люди вдруг заболевают? Задавалась ли таким вопросом? Долго тут уж рассуждать не буду — всё в этой жизни будет так, как Макошь повязала. Путь Души в этом Мiре тоже не стану обсуждать, потому как научение моё больше к мирскому обычаю тянется. И не про несчастные случаи сейчас речь веду, про них разговор особый, а про то, что вдруг болеть в Теле что-то внутри начинает, да руки-ноги теряют гибкость, да кожа и волосы теряют свой блеск и красоту, что-то в голове случается. Да полно! Всё не перечислить, а понятно, что слчилось — поселилась для начала одна злая болезнь, нашла себе первую худую тонкую тропку к человеку, а потом и вовсе торный путь проложила. И идут по этому пути, как по широкому тракту, всё её злые подруги — людские недруги и вгрызаются в человека, который уж беспомощный перед таким нашествием оказывается. Есть ли в этом его вина? Не доглядел ли он в самом начале за своим здоровьем, обязанность свою не выполнил перед своим же Телом? Не буду огульно обо всех говорить, разное в жизни бывает — и напляшешься, и наплачешься, и начихаешься, и наздравствуешься. Только в этих случаях лучше, если бы Знающий ему помог сейчас избавиться от Болезни да научил, как дальше чистым жить, зла к себе не пускать.
Другие виды подселенцев
Кроме болезни в тонкое тело человека могут проникнуть и другие подселенцы: пялвы, умруны. Крайним случаем считается подселение беса.
Так, этнографами (и, впоследствии, психиатрами) неоднократно давались описания кликушества, или «икоты», среди славянского населения России — болезни, которой чаще всего были подвержены женщины («кликуши»), реже — мужчины («миряки»). Считалось, что в этом случае в больного вселялся злой дух, из-за чего с человеком случались припадки, во время которых он бился о землю, кричал по-звериному, бранился, богохульствовал и т.д. Вселение злого духа могло произойти в результате колдовского воздействия.
Подробнее об этом в тайне Порча — страшное нападение. Есть ли спасение?
В народной традиции считалось, что колдуны имеют бесов-помощников, данных им «нечистой силой» (в язычестве источником бесов-нечистой силы считалось нечто внешнее по отношению к Родине, а именно Хаос-Утгард).
— Помощники у колдунов бывают разные. Ими бывают черти, коргуруши или коловерти и нечистые покойники.
Народные представления о бесах: эти бесы столь свирепы, что требуют от своего хозяина постоянной работы, то есть позволения мучить болезнями людей. Опытные колдуны, чтобы черти от них отстали, если нет настоящего дела, заставляют чертей вить верёвки из пыли, считать песок или колышущиеся при ветре листья осины и тому подобное. Если предавшийся чернокнижию не найдёт во всякое время немедленно работы чертям, кои являются к услугам его, то они его растерзают.
Как изгоняли бесов?
Для излечения от беса, насланного колдуном, прибегают к помощи другого магически сильного Знатка. Несмотря на то, что современная психиатрия называет такую душевную болезнь «раздвоением личности», успешных случаев излечения методами современной науки нет.
Заставляет задуматься широкое распространение таких практик у многих народов.
В практике китайских «врачующих магов причудливо сочетались приёмы акупунктуры и фармакологические средства с терапией магического свойства — изгнание болезнетворных духов, призывание души, а также использование магических талисманов, амулетов и реестров с именами Духов, помогающих магу.
В современном Китае в даосские монастыри люди приходят, чтобы «поклониться Духам Предков либо очиститься от вредоносных Духов», в чём им помогают монахи, а мистика общения с духами в даосизме стал основным источником всех современных концепций каллиграфии. Так или иначе, они сводятся к методам установления письменного общения с Духами, при этом каллиграфически написанные манускрипты являлись особой формой обращения к Духам.
В традиционной культуре народов Севера и Дальнего Востока России бытуют представления о вредоносных Духах, способных насылать болезни, о Духах охоты и других, способствующих либо препятствующих удачному промыслу. Для успешного взаимодействия с ними существуют обряды, иногда проводятся процедуры шаманских камланий.
В целом можно утверждать, что представления о духах (вредоносных или благотворных) встречаются практически повсеместно: на территории России традициях знахарства/колдовства у славян, шаманизма у народов Севера и Дальнего Востока, в даосизме.
Нужна ли магия в траволечении?
Важным инструментом в целительстве у нашего народа было траволечение.
Сохранилось много старинных травников, использование которых, к сожалению, ограничено непонятными диалектными названиями трав. Другая проблема — в том, что мы, привыкшие к иностранным медицинским терминам, плохо понимаем саму магию траволечения.
Сейчас в нашем языке много заимствованных слов и понятий, объясняющих, что происходит при излечении. Например, современные биоэнерготерапевтов, которые лечат с помощью «энергетического» воздействия на пациента, устраняя некие энергетические блоки, зажимы, поправляя течение собственной энергии больного.
Между тем:
- слово «Био» происходит от др.-греч. «βίος — жизнь»
- слово «энерго» греческого слова «ἐνέργεια — энергия», которое впервые появилось в работах Аристотеля и обозначало действие
- слово «терапевт» происходит от др.-греч. θεραπευτής «слуга, прислужник; ухаживающий»
Но, так как здесь говорю о знахарстве, перевожу на язык, которым пользовались знахари: речь идёт о «движении живицы (жизненной силы»).
Не только для биоэнерготерапии, но и для любого вида народной знахарской помощи лечение понималось как воздействие на живицу, чтобы двигалась правильно. Говоря «мозголомным современным языком», биоэнергетичесое воздействие для исправления нарушенного энергетического баланса организма человека.
В магии трав знахарская практика опирается на представления об движении живицы, доступных в полной мере только людям, обладающим особыми магическими способностями и посвящённым в традицию.
Мы знаем, то на силу травы способны влиять как природные, так и сверхъестественные факторы. К природным можно отнести, к примеру, фазы луны, период заготовки лекарственных растений. Некоторые травы собирают и вовсе один день в году, а «на полную луну или на ущерб сила у травы разная». С другой стороны, учитываются и такие факторы как религиозные праздники. Например, правильным считается сбор трав «на Купало, на росе».
В конце XIX—XX вв. русские европейской части России собирали лекарственные травы обычно в июне, накануне Купало, сибиряки-старожилы день Купалы считали днём «знатких» людей и полагали, что «купальские» растения (собранные на этот праздник) и роса целительны для людей и домашнего скота.
Подобное же отношение мы находим и у представителей китайской медицины, говорящих о течении ци и лекарствах. Хотя древние китайские врачи в своих трактатах не всегда говорили об особенностях ци лечебного снадобья: «…под названиями всех лекарств не описывается характер их ци и другие аспекты воздействия на организм, а даётся только описание их вкуса, ведь так как лекарство сперва попадает в рот, следовательно, его вкус уже в глубокой древности описывается в первую очередь».
Однако, по их мнению, вкус лекарственной травы способен поведать о её ци и нюансах воздействия. Так, в повествовании о священномудром Шэнь Нуне говорится:
«Он мог пробовать эти травы только на вкус и на основании вкусовых ощущений получать знания относительно ци и характера лекарств, их движения и воздействия на каналы тела, определяя основные показания к лечению».
Удивительно, что действия китайских и славянских знахарей совпадало в самом важном – как магическое представление о движении жизненной силы, лежащей в основе всего сущего.
Нужна ли магия при лечении руками?
Распространённым способом лечения являются «лечение руками».
Например, знахарка лечит у больного воспаление поджелудочной железы, «распутывая перетяжку» жёлчного пузыря с помощью особых приёмов разминания тела. Является ли это массажем или магией?
Что делает костоправ? Диагностическое и лечебное воздействие в ней во многом основывается на ощущениях знахаря, в том числе чувствовании им жизненной силы Страждущего. Так, костоправ способен определить, сколько времени назад и какой степени тяжести пациент получил травму и какое воздействие необходимо для излечения. С помощью сверхчувственных магических ощущений он находит проблемы в состоянии внутренних органов (всевозможные опущения, «перетяжки» и т.п.). Трудно отделить простые действия нажатия, разглаживания, разминания от магического воздействия на живицу!
При этом знахарь тратит свою собственную жизненную силу – живицу. И не только костоправы, но и знахари других специализаций. Так, знахари-шептуны нередко рассуждают о необходимой силе рук и препятствиях для неё:
«Какая может быть силы рук, когда на них кольца нанизаны.»
Словом, исправление неполадок в здоровье Страждущего связано с настройкой движения его живицы путём прямого магического воздействия лекаря.
У знахарей (северорусских) есть представление о силовых очагах (озёрах) и тонких телах, которые наполняются живительной силой — их «загрязнение» является свидетельством присутствия болезней, а их «очищение» — единственно верным способом вернуть здоровье.
Об этом можно прочитать тайну Озор Озёр. Что это за птица?
Для того, чтобы выполнить эти действия, знахари входят в особое трансовое состояние (кудесы), призывая помогающие Высшие Силы, учится методам управления живицей (набирать из высших сфер и помещать в себя), установить связь с соответствующим силовым очагом (озером), переносить свою живицу в руки.
***
Как видите, суть происходящего едина, какой магией бы Вы не занимались. Поэтому на этой основе строится все остальные магические превращения.
В следующей статье покажу важные магические приёмы славянского северного обряда.
На благо!