Колдуны и знахари: живая северная магия
Знаете ли вы, что умели наши предки не только врагам отпор дать, но и ведьму обороть? Расставляла чародейка свои сети, но не одна она заклинать могла. Были у людей супротив нее сила да древние знания. Жили дружно и весело друг другу подсобляли во всем, Богов славили, а от нечисти оборонялись по мере сил. А коли беда придёт, то знали, как изгнать ведьму.
Хитрость ведьмы такова, что может жить она меж людей, и никто не знает про чёрную душу и злые дела ее. Лёгкой тенью ночью в хлев проскочит, скотину изведёт или молоко у коровы украдет. А то махнет сорочьим крылом над беременной жонкой, а та и потеряет дитя, родив раньше срока.
В северных деревнях хорошо знали, что не всякую хворь можно победить отварами да снадобьями, не все семьи в мире и ладе живут, не от каждого колдовства уберечься получится. Чтобы беду отвести, не дать страху и горестям войти в дом, совершались обряды изгнания ведьмы, которые позволяли избавиться от зла или ослабить его. Для проведения ритуального изгнания не обязательно было знать, кто из женщин села связался с бесами, заклинания точно били в невидимую цель.
Делали в этот день чучело ведьмы из соломы, а потом с приговорами сжигали на большом костре. В день этот бесовская сила особенно сильна, потому и должны люди дать ей бой. Кроме большого чучела, жители села могли носить по деревне маленькие деревца. Эти воплощения нечистой силы селяне били, топили, сжигали, а могли и подбросить во двор женщине, про какую недоброе знали.
Важной частью обряда было перепрыгивание через огонь купальский. Давало оно силу весь год от нечисти обороняться, чиликунов отгоняло, ведьме мешало. А саму ведьму пламя не пропускало, приносило ей вред и хворобу. Идя же от костра магического, оглядываться было не след. Могла ведьма за оглянувшимся увязаться, в его дом начать ходить.
Порой чучело разрывали на части, иногда топили, а после сжигали палку, на которую чучело было надето. При этом произносились защитные заклинания, пелись песни со словами для ведьмы противными.
Ведьма приходила туда, где был проведен обряд. Лучше всего было использовать полотно, через которое сцеживали молоко той коровы, что обижала ведьма.
Действенным способом считалось положить в огонь костра острый серп. Чаще всего серп калили на праздник Купало, заставляя колдунью корчиться и страдать. Купальский костер страшил ведьму, но магический обряд вынуждал ее прийти к огню вопреки своей воле.
Кроме серпа могли сжигать также и колесо. Считалось, что ведьма часто оборачивается в колесо, и если произнести надо ним магические заклинания, то можно приманить чаровницу внутрь и не дать уйти из ловушки. Колесо поднимали на высоком шесте, чтобы ведьма не сбежала, зажигали огонь и смотрели, как горит колдунья.
Если колесо сгорало целиком, то обряд считался прошедшим удачно. А ежели падала вниз часть и оставалась целой, то понимали селяне, что беда пришла. Колесо также пускали катиться по улице, что должно было измучить ведьму.
Любили нарядиться в ведьму парни и пугать девок и молодиц. Могли нарядить ведьмой девушку, причем никогда не обряжали слабую да хворую, чтобы ведьма ее не одолела и силу не забрала. Ходили по селу с прибаутками, пугали селян, но худа не делали. Также могли нарядить и животное, провести его по селу с пением.
Боронить могли дорогу, место вокруг ритуального костра, подходы к деревне.
Совершался обряд с присказками и заклинаниями, при боронении пели обрядовые песни, порой носили за плугом живой огонь. Могли также сыпать в перепаханную землю заговоренный песок.
Обряды изгнания ведьмы, хоть и имели общие черты не только в северных деревнях, но и по всей Руси, непременно отличались в каждом селе, менялись и дополнялись новыми песнями и заклинаниями. Ведьма зло творила с выдумкой, шла дорогами разными, потому и народу приходилось смекалку применить, чтобы силу бесовскую побороть. Конечно, многие обряды безнадежно утрачены или искажены, а есть те, что повторить в городских условиях сложно. Но, как и встарь, можно противостоять злу, используя магию камней, силу заклинаний и сохранившиеся обряды.
На благо!
Как изгоняли ведьму в светлый праздник Купало
Были дни, в которые непременно совершались изгоняющие ритуалы, но если беда уже пришла в дом, праздника не ждали, а гнали ведьму сразу. Однако же самым важным для поселян был магический ритуал, проводимый в день, когда русоволосый Купало вступает в свои права.Делали в этот день чучело ведьмы из соломы, а потом с приговорами сжигали на большом костре. В день этот бесовская сила особенно сильна, потому и должны люди дать ей бой. Кроме большого чучела, жители села могли носить по деревне маленькие деревца. Эти воплощения нечистой силы селяне били, топили, сжигали, а могли и подбросить во двор женщине, про какую недоброе знали.
Важной частью обряда было перепрыгивание через огонь купальский. Давало оно силу весь год от нечисти обороняться, чиликунов отгоняло, ведьме мешало. А саму ведьму пламя не пропускало, приносило ей вред и хворобу. Идя же от костра магического, оглядываться было не след. Могла ведьма за оглянувшимся увязаться, в его дом начать ходить.
Порой чучело разрывали на части, иногда топили, а после сжигали палку, на которую чучело было надето. При этом произносились защитные заклинания, пелись песни со словами для ведьмы противными.
Варение цедилки
Если у односельчан появлялось подозрение, что в селе появилась ведьма, которая мучает родных и вредит соседям, то действенным способом борьбы было варение цедилки. Полотно для сцеживания молока под напевы и заклинания опускали в чан с магическими травами и еловыми иголками. Ведьма испытывала жестокие муки, чувствовала уколы иголок и жаждала остановить ритуал любым путем.Ведьма приходила туда, где был проведен обряд. Лучше всего было использовать полотно, через которое сцеживали молоко той коровы, что обижала ведьма.
Шум при обрядах
Ведьмино дело ночное, тёмное, шума она не любит и боится. Крадучись приходит она к скоту, тенью наклоняется над колыбелью, тихо козни чинит. Громкие песни у костра ей не в радость, не любит она весёлого смеха да танцев, мутно на душе у колдуньи, нет ей покоя. А на праздники большие люди старались: в колотушки били, посудой звенели, песни звонкие пели.Обжигание серпа и другой утвари
Действенным способом считалось положить в огонь костра острый серп. Чаще всего серп калили на праздник Купало, заставляя колдунью корчиться и страдать. Купальский костер страшил ведьму, но магический обряд вынуждал ее прийти к огню вопреки своей воле.
Кроме серпа могли сжигать также и колесо. Считалось, что ведьма часто оборачивается в колесо, и если произнести надо ним магические заклинания, то можно приманить чаровницу внутрь и не дать уйти из ловушки. Колесо поднимали на высоком шесте, чтобы ведьма не сбежала, зажигали огонь и смотрели, как горит колдунья.
Если колесо сгорало целиком, то обряд считался прошедшим удачно. А ежели падала вниз часть и оставалась целой, то понимали селяне, что беда пришла. Колесо также пускали катиться по улице, что должно было измучить ведьму.
Ряженые люди и животные
Обычаев, связанных с обряжением в ведьму животного или человека, сохранились мало. Во многом они утрачены из-за того, что очень разнились от деревни к деревне. Здесь было много импровизации, весёлой народной бравады, юмора и самоиронии.Любили нарядиться в ведьму парни и пугать девок и молодиц. Могли нарядить ведьмой девушку, причем никогда не обряжали слабую да хворую, чтобы ведьма ее не одолела и силу не забрала. Ходили по селу с прибаутками, пугали селян, но худа не делали. Также могли нарядить и животное, провести его по селу с пением.
Сжигание черепа животного
Этот редкий и очень действенный обряд требовал силы и знания магических заклятий, проводился он нечасто, только в случае особой нужды, когда ведьма совсем одолела. Для совершения ритуала на кол насаживали голову животного или его череп и сжигали. В костер бросали магические травы, лили заговоренную воду, обходили вокруг него мерным шагом с приговорами. Делали такой обряд в последнюю ночь октября, когда ведьмы были особенно злы.Перепахивание дороги
Этот сложный обряд проводили как на праздники на Солнечные Изломы, так и в случае особой надобности, если становилось ясно, что ведьма повадилась отбирать молоко или вредить людям.Боронить могли дорогу, место вокруг ритуального костра, подходы к деревне.
Совершался обряд с присказками и заклинаниями, при боронении пели обрядовые песни, порой носили за плугом живой огонь. Могли также сыпать в перепаханную землю заговоренный песок.
Обряды изгнания ведьмы, хоть и имели общие черты не только в северных деревнях, но и по всей Руси, непременно отличались в каждом селе, менялись и дополнялись новыми песнями и заклинаниями. Ведьма зло творила с выдумкой, шла дорогами разными, потому и народу приходилось смекалку применить, чтобы силу бесовскую побороть. Конечно, многие обряды безнадежно утрачены или искажены, а есть те, что повторить в городских условиях сложно. Но, как и встарь, можно противостоять злу, используя магию камней, силу заклинаний и сохранившиеся обряды.
На благо!