Что же скрывается за этой таинственной практикой поминок «Старых Людей» на чудских курганах? Зачем мы поминаем древних, которых мы даже не знаем по именам? Ответы на эти вопросы могут находиться в глубинах времени и верований. С каждым годом "поминки древних" исчезают из современной жизни. С каждым забытым ритуалом мы теряем часть своих корней и понимания себя.
Прямые Предки или Нечто Большее?
Что делает места, признанные местным населением «чудскими» такими особыми? Места, которые кажутся нам обычными, становятся священными в глазах знающих.
В этих обрядах, в первую очередь, проявляется связь между Мiрами живых и ушедших. Мы верим, что наши Слова достигают родовых Духов Предков. И делается это в особых местах.
Вот как это делалось, по рассказам старожилов:
— «В Семик дети носили на чудские кладбища блины и оставляли их со словами: Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку.
— У чучковников – чудских кладбищ во время поминок говорили так:
Помяни, Господи, чучь (или чудаков)!;
Помяни, Господи, дедушку чучка, бабушку чучиху!;
Помяни, Господи, чучких родителей!;
Помяни, Господи, чучких родителей, чучкого дедушку и бабушку!
— В Семик и в прочие поминальные дни носят на чудские могильники яства, полагая их в берестяные коробочки. Вешая эти коробочки на сосны и ели, растущие на могильниках,
говорят: «Помяни, Господи, Чудака NN» (называют имя, которое переходит из рода в род)».
П.М. Сорокин собрал сведения о традиции, существовавшей в северо-восточной части Вятской губернии. Здесь в Семик или в следующую за ним Троицкую субботу жители некоторых селений устраивали поминки чуди. Чучковники располагались возле селений, и каждый посещался только жителями определенных деревень. Насельники этих мест, пришедшие на смену чуди, мотивировали необходимость поминок так:
— Чудь жила до нас, место расчищала; как не помянуть!
Магическое влияние чуди на живущих
Любопытно, что признавали магическое влияние чуди на нынешнюю жизнь. Считалось, что в противном случае чудь может наказать пропажей скота:
— Опять же, помянешь, так спокойнее для скота, а то теряться будет.
— Поминаем затем, чтобы скот не терялся, чтобы скоту легче было, – чтобы скотинка стояла (водилась).
— Обещаемся, и идет в действо, помогает.
Автор приводит рассказ о местном крестьянине, который решил, что поминать не стоит, и чудь его за это наказала: у него пропала лучшая корова, которую нашли павшей на чучковнике – и рога в землю уткнуты.
Приношения для чуди не отличались от того, что обычно несли на кладбище: блины, кисель, рыбный пирог, яйца, молоко, бражка; брагу наливали в ямки, выкопанные в чучковниках. По оценке этнографа, ко времени описания традиция начала выходить из обихода: имелись селения, где перестали проводить такие поминки; в некоторых деревнях к ним враждебно относилось мужское население; повсеместно участвовали только «старухи, женщины и дети».
Как происходил общинный обряд поминовения «Старых Людей»?
Описан обряд на чучковище при д. Рубеж Трушниковской волости, куда собиралось большое число поминающих из соседних и из значительно удаленных селений обеих волостей Кайского края. Обряд совершался в Семик без участия духовенства.
Место поминовений располагалось в поскотине д. Рубеж, где находился «куст» – группа старых елей и сосна с раздвоенной верхушкой (сами по себе они считались священными).
По описаниям старожилов, на поляне вблизи “куста” заметны небольшие ямки, как бы следы могил. К кусту каждый приносит, кроме обычных на поминках яств, бражку, а также непременно восковую свечу. Свечи зажигаются и ставятся на ветви одной из елок. На этой елке ранее висел небольшой старинный медный крест грубой работы, кем-то украденный. Он был найден на соседнем поле, где имеются ясные следы чучкого жилья. Здесь-то, по преданию, и жили поминаемые:
— Говорят, что, хотя при пожогах кустарника дважды огонь доходил до “куста”, однако не касался его.
Поминающий, затеплив свечу, обращался к Дедам, произнося обычный заговор поминовения с упоминанием имен чучи. Помянув, каждый отходит в сторону и садится с семейными и знакомыми за принесенные припасы».
Считалось, что поминаемая чудь – жители селения, раньше занимавшего поля д. Рубеж и соседней с ним Заручейской. Примечательно, что чудские имена заменяются в воспоминаниях христианскими: поминались Фарафон, Кирилл, Нистифер или Анцифер, изредка прибавлялась бабушка Пахомовна.
Исчезновение чуди из этих мест объяснялось ее самопогребением. Причиной называли нежелание креститься; некоторые считали, что чудь была крещена, но «по-своему», и не захотела переходить в православие; третий вариант приписывал убийство чуди жидам, т.е. разбойникам (старинное название разбойников).
Особенности поминок чуди как ПервоПредков
Обряд «поминание Старых» начинался с того, что на старую ель прикрепляли бронзовый крест-распятие, к которым подходили с поклонами и целованием участницы обряда. На ветви развешивали дары: бумажные деньги, полотенца, платки; ранее добавлялись самотканые пояса-покромки. К корням дерева клали металлические деньги и поминальную еду: пироги с рыбой, пистиками (молодыми побегами хвоща) или ягодами, шаньги, вареные яйца.
Сюда же в открытых бидончиках ставили питье (пиво, брагу), втыкали в землю зажженные свечи. Некоторые участники обряда старались подать дары (новый платок, полотенце) кому-нибудь из одиноких, бедных старушек.
Далее пришедшие начинают говорить заговорные слова под руководством наиболее опытной знатухи. В ходе обряда произносится народная поминальная молитва, в которой называются имена старых людей. После молебна одна из женщин начинает кадить, обходит присутствующих, окуривая дымом из банки с тлеющими угольками, шишками, мхом.
По окончании обряда другая участница торжественно обносит всех пивом, отпивая, каждый должен произнести: Помяните, всех родителей!
После начинается общая трапеза. Люди располагаются родовыми группами возле «ямок своих предков», общаются, едят принесенную из дома поминальную еду, угощают других участников.
Чудь — это Предки, живущие и наблюдающие за потомками!
Поминкам на чудских могильниках предшествует семейное поминовение умерших родственников. И это показывает, что чудь прочно вошла в народное представление как Предки, с которыми надо поддерживать хорошие отношения.
Причём установившиеся ритуалы, отличающие от простого поминовения умерших, говорят об особом отношении и признании магической силы этих родовых Духов. Силы двоякой — как получение благодеяния, так и кару, наказание в виде внезапной болезни, которую похороненные на старых могильниках насылают за непочитание; кара распространяется не только на людей, но и на домашний скот.
Избавить от нее может только поминовение Старых Людей на определенном месте – не только в ближайшую Троицкую субботу, но и в последующие годы, то есть участие в этом обряде продолжается по овещанию – по обету, данному в первый раз.
Ритуал с Глубокими Корнями
Ритуал поминания чуди имел глубокие корни и многогранное значение для местных жителей. Словно мистическая череда, эти обряды протекали сквозь века, несомненно, несущие в себе богатую символику и традиции.
Эти места и ритуалы представляют собой удивительное окно в древние традиции и верования. Они остаются в памяти местных жителей, как священное наследие, переданное из поколения в поколение.
Любопытно, что до сих пор «чудские места» считаются местами, где смешиваются Мiры, проявляется чужое и потусторонее. В то же время — на Пинеге хотят упорные легенды, что из пещер могут появиться древние старцы, которые открывают знания тем, кто хочет знать. Какую магию приписывают пришельцам, рассказыванию в следующей статье.