Колдуны и знахари: живая северная магия
Врачи называют это психическим заболеванием раздвоения личности, в народе говорят просто «одержимость бесами».
Посмотрим на это внимательнее.
В нашем народе считают так: бесы (злые духи) способны принимать вид насекомого или чудовища. Они могут независимо существовать в теле человека, покидать его под воздействием ритуалов «изгнания» и переселяться в новую жертву; внутри человека размещаются в голове, горле, груди, сердце, желудке, иногда в крови; вселение или выход из больного нередко сопровождаются дуновением ветра. Часто у жертвы появлялся пророческий дар.
«Вселяющиеся» духи, как считают знающие, переживают два «превращения», дважды «пересекают» границы человеческого тела, и, таким образом, имеют три ипостаси:
- выступают в качестве помощника колдуна, орудия магического воздействия, будучи ещё не вселенными в жертву;
- обитают в теле жертвы, будучи вселенными туда колдуном;
- покидают тело жертвы, будучи изгнанными с помощью лечебной магии.
Колдуны и бесы
В рассказах старых людей постоянно подчёркивается наличие в услужении у колдуна бесов, которых он «садит» на людей, вызывая у них разного рода заболевания:
— У колдуньи биси есть. Рукой в кружку махнёт — беса может посадить. Бисей выкашливать нужно. Колдун каждый бисей имеет. Им каждому выдают по тринадцать штук. Колдун их хранит.
Как выглядит бес?
Передают, что походит на животных — маленькие собачки, мыши, крысы; птицы — цыплёнок, воробей, гусь; из земноводных — ящерица, лягушка, змеи; из насекомых — мухи, жуки, жужики, медуницы:
— Ведь бесы-то в виде мышей бывают. Всяки мыши есь тоже. Вот парень один пошёл нам показывать, в голбец спустился, открыл, а мыши-то побежали. Мать-то с поля прилетела, отлупила его.
— У нас был один старик, у его биси жили в корчаге, в углу она стояла. Сосед у нас раз к ему пришёл за чем-то. И подошёл, поглядел через плечо. Видит: в корчаге что-то шевелится. Насчитал тринадцать мышек, бесову дюжину.
— Бесы в голбце в виде цыплят, во хлеву. Хозяин их кормит. Да как воробушки есть. Его куды-ко садят, этого воробушка. Слыхала, что их кормить надо.
— Колдун был в Городище. У него был туесок, в нём он держал то ли змей, то ли червей. Он, говорили, их сушил, делал из них муку и подсыпал людям — в питьё, в еду. И потом человека душить начинало. Врачи даже помочь не могли, и только знающие бабушки.
— У нас в деревне была старушка одна. Про её говорили, что она колдунья, что она знает, что у неё есть такие насекомые. У неё было две маленьких внучки. Сидим мы, значит, с подругой Катей на поляночке под черёмухой, играем с внучками. Играли, и вдруг, до сих пор это я так внятно помню, вдруг стала куча ос. А тут они, главно, никуда не летят, а вот так вот, как мураши, друг на дружку лезут. Ну, как мураши на муравьище. Старуха нам и говорит: «Девки, топчите их, топчите». Я Кате шёпотом говорю: «Это у неё козютки». У матерей-то слыхали, что она колдунья.
В быличках передают и другое — бесы могут принимать вид предметов, не имеющих высокой хозяйственной ценности: булавки, стёклышки, рыбьей чешуи:
— Был злостный колдун. У него дочь была Катя. У него туесок был. И вот Катя говорит подругам: «Пойдёмте, у нас у тяти в голбце маленькие котята пишшат». Им-то родным-то они котятами маленькими казались. Отец с матерью в это время в лесу были. Достали они туесок, а в нём не котята, а рыбья чешуя, пишшыт и пишшыт. Хотели достать её. Только подносят кверху, а она опять вниз падает, они её достать-то не могут. Вот какая нечистая сила, не могли не одну чешуенку достать.
Но наиболее распространенной личиной бесов называют муху. Даже так и говорят: «у него мухи в голове» (то есть это человек со странностями, с причудами, ненормальный, сумасшедший):
— А вот если так колдун заденет, то посадит бесёнка. [А какие бесы бывают?] Мухами есть бесы-те. А если он посадит, ты же не знаешь, то ли муха, то ли кто. Была одна [колдунья], Анастасия Григорьевна. Над ней над покойной мухи летали, черти, целый рой.
А она сама [колдунья] помирала когда, по огороду вот такие малюсенькие-малюсенькие цыплятки бегали, по всем бороздам бегали цыплятки. Их хватали, дочь хватала. Потом она их всех собрала, всех поймала. Там и красные, и жёлтые, и зелёные — всякие бегали. Поймала, и она тогда тоже померла. Они — отец, Наталья и вот этот Илья — колдуны, злые колдуны. И у меня уже две сестры Зина и Дуся, они уже очевидцы.
Как выглядит вселившийся бес
Как передают знающие, при вселении беса в человека происходит значительное изменение его облика и поведения. До вселения бесы, выступающие в качестве помощников колдуна, представляют собой множество маленьких существ, которых можно увидеть, то после вселения его можно только услышать.
— А вот эта бабка, она, мол, говорит бесёнком. Вот у неё такой период придёт, она начинает говорить таким грудным голосом изнутри и совсем другое. Это она думает, что это в неё был посажен какой-то бес.
— У меня чертёнок есь. Я сама где-ко поймала. Фетиска-покойничек был тоже. Они [семья] знали [были колдунами]. Дак вот я, наверно, толды испортилась.
Икота
В районах Русского Севера термин икота, икотка обычно является синонимом кликушества — одного из видов бесноватости, вызываемого порчей и проявляющегося в сильных нервных припадках, сопровождаемых криком. В этом случае икота обозначает одновременно и саму болезнь, и злого духа, который эту болезнь вызывает:
— А дак вот икотка — та же порча. У нас была одна с икоткой, всё икала ходила. А ещё вместо икотки колдун вселяет в человека бесёнка. Была у нас и такая. Когда в ней бесёнок говорил, дак она будто задыхалась, говорила не своим голосом. Икотку подсаживают. Дак он [испорченный человек] заичёт, заичёт. Вот когда [знахарки] слова говорить будут, тогда вот сильно ичут.
Бес, подселённый в человеке, во время припадков называет своё имя, чаще всего мужское:
— И вот живёт сейчас во мне бес Егорка. Тридцать лет уж живёт.
— Мясо никогда не ела икотка. Сидит, бывало, и вот начинает икать. То конфеты попросит. Она как говорит, и не она. Тот [бесёнок] её заставляет. А, бывает, они называются. Того-то, кажется, Иваном звали. Говорил мужским голосом.
— У Маланьи Федотовны порча-икотка был. Его Григорием Ивановичем звали. Он пищал так, когда говорил. И заикой был. Ворожил.
Иногда в человеке «поселяется» «семейная» пара бесов:
— Говорили, у мамы два чертёнка внутри сидели. Их звали Филарет Васильевич, Миладора Васильевна. Как в горло они кинутся, так её скипидаром отваживали... А кто спортил, тот и имя давал бесам.
— У нас одной порчу по ветру пустили. «Манька да Ванька» — так они себя называли.
Крики икоты
Среди наиболее типичных признаков бесноватости в русских поверьях считались непроизвольные крики пострадавшего, который под воздействием злого духа начинал кликать, отзывался голосами животных, бранился «черными словами». Кроме того, состояние невменяемости, одержимости часто сопровождалось сильной икотой, зевотой, ознобом, истерическими припадками.
В северо-русских областях одной из разновидностей кликушества признавали икоту. Эта по преимуществу женская болезнь проявлялась по-разному, но почти всегда, по народным поверьям, была связана с особенностями речевого поведения человека, который либо лишался дара речи и начинал «ухать», кричать по-звериному, либо в нем начинал вещать «не свой» голос.
Третий облик
Когда злой дух (бесёнок, чертёнок, порча, икотка, хитка) под воздействием приемов лечебной магии покидает организм больного человека (это уже следующая ипостась духа), он имеет облик насекомого, мелкого животного, маленького человечка или полиморфного существа, предмета с явными признаками животного (глазами, усиками и т.п.).
Вот такими силами владеют те, кто сознательно призвал в себе чуждую силу. И, чтобы на уровне имён всё же отличать знатков от колдунов, посмотрим, как называли и тех и других в народе.
На благо!