Тайна: что такое Резы Духов?
Наш народ рассказывает о Них былички страшные и озорные, с благодарностью и опаской. В одних быличках Они помогают и предупреждают об опасности и бедах, а в других — уж сами причиняют вред, и немалый.
Как только Их не называют! И демонами и бесами (это уж христианская традиция), и «мифологическими персонажами», часто называют «нежитью». Ну а нам больше по душе другие названия, которыми их величают в народных быличках — Духи-хозяева природных просторов и домовых строений.
Тест «Знаете ли вы славянских Духов?»
Их много, проверьте — всех ли вы узнаете по народным быличкам? Некоторые былички об одном и том же Хозяине. И это тоже интересно — как разные люди в разное время видят одних и тех же Духов.
Ответы увидите, открыв скрытый текст под вопросом.
Пишите в обсуждении к этой тайне, друзья, кого вы узнали по описаниям, какие с вами самими чудесные случаи бывали.
*БЫЛИЧКА 1*
—Хозяин есть такой. Он не показывается, никто его не видит. Братец у меня. Зашел, а его тот водит по двору и не даёт найти ему никак двери. Заводил его во весь двор, водит просто его по двору, сам его не видит. Отец помог — открыл воротечки во двор и постучал три раза, так Хозяин брата отпустил и тот смог двери в сени найти со двора.
Ответ
*БЫЛИЧКА 2*
—Старик рассказывал. Девяти лет наняли в Белозерске скотину пасти. Три дня поводили. Коров шестьдесят. На третий день одного послали. Он и давай реветь. Вдруг старичок. «Что плачешь?» —«Вот батька нанял в пастухи, а коровы ушли». — «А будешь пасти?» — три раза спрашивает. — «Буду». Взял поясок — раньше у пастухов пояски были — что-то сказал и отдал. «Завтра утром приведешь, в лес не ходи. Утром распусти, вечером затяни, на ночь сымай». Не вытерпел, затянул, коровы в мыле прибежали. Много денег тогда заработал, скотина в сохранности была. На следующий год нанялся в ту же деревню. Затянул поясок — ничего. Только на один год был дан.
Ответ
*БЫЛИЧКА 3*
— Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, хозяйка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она. Никто их не видывал-то.
Ответ
*БЫЛИЧКА 4*
Этот Хозяин у нас всегда живет. Зимой беленький, летом коричневенький. Вот коровам трубочкой хвосты плетет.
Ответ
*БЫЛИЧКА 5*
— Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.
Ответ
*БЫЛИЧКА 6*
— В Бекреневе один рыбак на зимнике [Зимник – дорога, по которой ездят только зимой] ночевал, на озере. Идут два вольных. Один нашего прихода, другой — иного. Один говорит: «Я его растопчу. Невежа! Лег на зимнике». А наш: «Нет, надо обойти!»
Ответ
*БЫЛИЧКА 7*
Хозяин-то энтот давливает. Сын мой как-то спать повалился, и приснилась ему собака, и лицо грызет. Он завопил: «Мама! Мама!» — Я говорю, что с тобой, а он: «Вот, мне приснилось». Я ему: «Ничего, ничего, спи, это Хозяин с тобой играет». Он лег, опеть то жы приснилось. А потом в лес поехали, его и сострелили, из-за девки. Вот какой плохой сон, эт Хозяин упреждал, а сын не поберёгся.
Ответ
*БЫЛИЧКА 8*
— Однажды вечером мы топили подовин [Подовин – нижнее помещение в овине, где находятся печи]. Вдруг ветер подул, дедко Хозяин в ладоши захлопал громко, громко. Я за печкой на соломе спала, кричу маме: «Кто там хлопает?» Подбежала к маме, смотрю, а мама стоит и бледная вся. Ухватила я ее за фартук, прижалась к ней. Я так ничего и не видела, боялась, не знаю, какой дедко был, только слышала, что в ладоши громко хлопал.
Ответ
*БЫЛИЧКА 9*
— На сенокос пошла. Идет весь черный, красным кушачком опоясан. Корзина на боку, будто за ягодам. Видела бочком. Потом боялася ходить. А если сказать: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны», — он песню запоет. Но я-то не сказала, испугалась очень.
Ответ
*БЫЛИЧКА 10*
— Тата рассказывал. Они ехали из Дорогорского зимой. Едем, вдруг конь фушкат, шарахатся, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденька девоцка, белой платоцек наперед концами завязан. У ей уголоцек до цего прямо лежит на спине, как добры, аккуратны девушки повязывали. Вот она бежит, бежит, бежит. Тата говорит: «Подвезем». Мы лошади остановили, и она вроде стала. Тата ременкой жигнул, лошади шибче побежали, и девка. На лошади доганить не можем. Повернула на леву руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это одна из Хозяек. Ведь уж человек настоящий в сторону свернет, и следы есть. А тута нет ничего. А Она красива, волосы долги. Один мужик видел. Стоит, сама высока, волосы длинны, в красном сарафане.
Ответ
*БЫЛИЧКА 11*
— Я с собой Хозяина повела. Надо сказать: «Сама пошла, и мой Хозяин со мной». Свой хозяин, чтоб сюда пришел, а эти ушли совсем. Они на вторую ночь ушли. Я свист слышала, стук послышался в сенях, потом зачастили, затопотали. Не один человек. Покатились на улицу и пошли к по улице к реке.
Ответ
*БЫЛИЧКА 12*
— Есь еще места в лесе, называют их окаянный крюк. В уме, и все ходишь, ходишь, а опять в то же место придешь, да не один раз, а раза три иль четыре. Когда человек заблудился да через дорогу переходит, тут-то — окаянный дух. Обдумают [Обдумать –сглазить кого-н., подумав о нем] его да ум отбирают у него у человека.
Ответ
*БЫЛИЧКА 13*
— Я была ушодцы за ягодами, а братик Мишенька пошел по лесу. Я искала его, искала, никак не найти. Обратно иду, ревлю во всю глотку: «Ох, желанный Мишенька, меня мамка убьет!» А он выходит из лесу и говорит: «Я с зайчиком играл да денюжки собирал». А какие там денюжки, не было там никаких денюжек, держит в ручке грязные каменья.
Ответ
*БЫЛИЧКА 14*
— Хозяин превращается. В печку может превратиться. В свецку. Вот у нас здесь стоит дом, и в каждом окне свецка. Это Хозяйский дом, люди так скажут. А чащё всего огнём. У нас было дупло березово, лучину запихали, дак три дня горело. Горит, горит, да пыхнет. Беда!
Ответ
*БЫЛИЧКА 15*
А этот-то Хозяин? Он их главный, он их к себе забирает. Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да. Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот апрель, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим летом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есь люди, которые по судьбе должны туда идти. Четырнадцатого апреля носили подарки этому Хозяину: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». Тут был мост ладеный. Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь, черт это да. Он всяко прикидывается.
Ответ
*БЫЛИЧКА 16*
— Да вот нас маленькими пугали, что какая-то женщина выходит на берег, волосы у нее черные, она их расчесывает. Пугали-то нас, чтоб на речку купаться не ходили. Кто как ее называет, одни выдрой, другие хозяйкой. Еще говорили нам старики, что после дождя купаться нельзя, она там моется.
Ответ
*БЫЛИЧКА 17*
— В лесу росомаха, хозяйка. Как до Тимохина дома, так видела. Как девка стоит середи лядины [Лядина – низменное сырое место, болото], волосье черное, до сих пор долгие, не косой, так распущены. Этак. Лицо белое, глаза черные: «...Эк ты, жид-то росомаха». Она захохотала. Она повернулась от меня и побежала.
Ответ
*БЫЛИЧКА 18*
— «Росомахи во ржи», — чтоб рожь не топтали. Такая с длинными волосами, схватит и утащит. Рожь качается, чта росомаха бежит. Темно-каштанового цвета, ржи спелой, и как будто руками машет.
Ответ
*БЫЛИЧКА 19*
— А вот еще, я как-то в баню пошел в субботу. Баба уже вымылась, а я един там. Ну, лег там и заснул, прямо голый. Потом просыпаюсь, дергает кто-то. Ну, слез, хочу выйти, а не дают, не пускают. И стали кидать, дергать, а с бани не пускают. Ну, стал я бабу кричать, чтоб пришла. Она прибежала, сунула мне руку, так я схватил да и выскочил, да и побежал домой, прямо по снегу голый.
Ответ
*БЫЛИЧКА 20*
Эта-то Хозяйка как кошка в байне появляется. Говорят, как первый раз ребенка в бане вымоешь, так она и завяжется [Завязаться – появиться, оказаться]. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, с ребенком в бане мылась, так кладет камешок, а то Хозяйка обменит, и унесет, и унесет и не найдется. А вместо ребенка окажется голик. А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как все настоящие. Он всем лошадям и коровам заглядывает под задницу, да руку по локоть в рот запихивает. До пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается.
Ответ
*БЫЛИЧКА 21*
— А на поле есть Хозяин и есть красавица Хозяйка. Один раз я на дворе обряжалася, и убежал боров. И потеряли его, не могут найти. Я спросила у бабки, а она говорит, иди возьми хлеб, три копейки, встань на дороге, по которой он бежал, и скажи: «Хозяин дорогой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой», — и кинуть [хлеб и деньги] через правое плечо. Сделала, вечером гляжу, боров-то пришел. Ето хозяин пригнал. Если что потеряется, тоже так скажешь, и поможет. А хозяйка бывает хорошая, а бывает и злая.
Ответ
*БЫЛИЧКА 22*
— Эти хозяйки раньше были, окна потому закрывали в самую жаркую пору. А то она поймает человека, до смерти защекотит. Вот они, говорят, раньше в полдень ходили. Девки таки черны, долговолосы, лицо черно, одеты немножко, руках что-то было. Они в полдень выходили, все старались закрыть двери, ставни в полдень. Они детей уносили. Никто не знал, откуль они придут. Жили они в лесах где-то, а то говорили, в ямки за деревней жили. Голоса у них эвонки. Они людей прятали. Уйдет, уйдет ребенок — и насовсем.
Ответ
*БЫЛИЧКА 23*
— А вот еще про Хозяина расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к анбару в Святки, очертились [Очертиться – очертить вокруг себя круг с целью уберечься от нечистой силы], как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, запёрся, а девки прибежали к анбару под замок и слышат, там кто-то приговариват: «Лучку мну, в корзинку кладу. Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попутать, самого скрутило.
Ответ
*БЫЛИЧКА 24*
— Мара волосатая…сидит в дому за печкой. Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь все спутат. Ребятам раньше говорили: «Мара с запечка как выйдет и заберет».
Ответ
*БЫЛИЧКА 25*
Ночницы-те, кто ночью приходят, ребенку спать не дают, оттого ребенок плачет, не спит по ночам. Говорили, ночницы к нему пристали. От уроков [Урок – порча, сглаз; вред, причиненный порчей, сглазом] это бывает.
Ответ
Многих ли узнали в этих быличках? А это малая часть того, что сказывают старые люди долгими зимними вечерами! Накопил таких рассказов наш народ! Даже и присловье уважение к быличкам показывает: «Быль – что смола, а небыль – что вода, быль не сказка: из нее слова не выкинешь. За былью и сказка гоняется». Хоть Ольга Боянова и наполнила волшебными быличками свои две книги (сделать ссылку на двухтомник), а ещё не все они рассказаны! Пишите также свои былички здесь, пусть наполняется копилочка!
На благо!
Как только Их не называют! И демонами и бесами (это уж христианская традиция), и «мифологическими персонажами», часто называют «нежитью». Ну а нам больше по душе другие названия, которыми их величают в народных быличках — Духи-хозяева природных просторов и домовых строений.
Тест «Знаете ли вы славянских Духов?»
Их много, проверьте — всех ли вы узнаете по народным быличкам? Некоторые былички об одном и том же Хозяине. И это тоже интересно — как разные люди в разное время видят одних и тех же Духов.
Ответы увидите, открыв скрытый текст под вопросом.
Пишите в обсуждении к этой тайне, друзья, кого вы узнали по описаниям, какие с вами самими чудесные случаи бывали.
*БЫЛИЧКА 1*
—Хозяин есть такой. Он не показывается, никто его не видит. Братец у меня. Зашел, а его тот водит по двору и не даёт найти ему никак двери. Заводил его во весь двор, водит просто его по двору, сам его не видит. Отец помог — открыл воротечки во двор и постучал три раза, так Хозяин брата отпустил и тот смог двери в сени найти со двора.
Ответ
*БЫЛИЧКА 2*
—Старик рассказывал. Девяти лет наняли в Белозерске скотину пасти. Три дня поводили. Коров шестьдесят. На третий день одного послали. Он и давай реветь. Вдруг старичок. «Что плачешь?» —«Вот батька нанял в пастухи, а коровы ушли». — «А будешь пасти?» — три раза спрашивает. — «Буду». Взял поясок — раньше у пастухов пояски были — что-то сказал и отдал. «Завтра утром приведешь, в лес не ходи. Утром распусти, вечером затяни, на ночь сымай». Не вытерпел, затянул, коровы в мыле прибежали. Много денег тогда заработал, скотина в сохранности была. На следующий год нанялся в ту же деревню. Затянул поясок — ничего. Только на один год был дан.
Ответ
*БЫЛИЧКА 3*
— Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, хозяйка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она. Никто их не видывал-то.
Ответ
*БЫЛИЧКА 4*
Этот Хозяин у нас всегда живет. Зимой беленький, летом коричневенький. Вот коровам трубочкой хвосты плетет.
Ответ
*БЫЛИЧКА 5*
— Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.
Ответ
*БЫЛИЧКА 6*
— В Бекреневе один рыбак на зимнике [Зимник – дорога, по которой ездят только зимой] ночевал, на озере. Идут два вольных. Один нашего прихода, другой — иного. Один говорит: «Я его растопчу. Невежа! Лег на зимнике». А наш: «Нет, надо обойти!»
Ответ
*БЫЛИЧКА 7*
Хозяин-то энтот давливает. Сын мой как-то спать повалился, и приснилась ему собака, и лицо грызет. Он завопил: «Мама! Мама!» — Я говорю, что с тобой, а он: «Вот, мне приснилось». Я ему: «Ничего, ничего, спи, это Хозяин с тобой играет». Он лег, опеть то жы приснилось. А потом в лес поехали, его и сострелили, из-за девки. Вот какой плохой сон, эт Хозяин упреждал, а сын не поберёгся.
Ответ
*БЫЛИЧКА 8*
— Однажды вечером мы топили подовин [Подовин – нижнее помещение в овине, где находятся печи]. Вдруг ветер подул, дедко Хозяин в ладоши захлопал громко, громко. Я за печкой на соломе спала, кричу маме: «Кто там хлопает?» Подбежала к маме, смотрю, а мама стоит и бледная вся. Ухватила я ее за фартук, прижалась к ней. Я так ничего и не видела, боялась, не знаю, какой дедко был, только слышала, что в ладоши громко хлопал.
Ответ
*БЫЛИЧКА 9*
— На сенокос пошла. Идет весь черный, красным кушачком опоясан. Корзина на боку, будто за ягодам. Видела бочком. Потом боялася ходить. А если сказать: «Как на эти-то на ны надеть красные штаны», — он песню запоет. Но я-то не сказала, испугалась очень.
Ответ
*БЫЛИЧКА 10*
— Тата рассказывал. Они ехали из Дорогорского зимой. Едем, вдруг конь фушкат, шарахатся, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденька девоцка, белой платоцек наперед концами завязан. У ей уголоцек до цего прямо лежит на спине, как добры, аккуратны девушки повязывали. Вот она бежит, бежит, бежит. Тата говорит: «Подвезем». Мы лошади остановили, и она вроде стала. Тата ременкой жигнул, лошади шибче побежали, и девка. На лошади доганить не можем. Повернула на леву руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это одна из Хозяек. Ведь уж человек настоящий в сторону свернет, и следы есть. А тута нет ничего. А Она красива, волосы долги. Один мужик видел. Стоит, сама высока, волосы длинны, в красном сарафане.
Ответ
*БЫЛИЧКА 11*
— Я с собой Хозяина повела. Надо сказать: «Сама пошла, и мой Хозяин со мной». Свой хозяин, чтоб сюда пришел, а эти ушли совсем. Они на вторую ночь ушли. Я свист слышала, стук послышался в сенях, потом зачастили, затопотали. Не один человек. Покатились на улицу и пошли к по улице к реке.
Ответ
*БЫЛИЧКА 12*
— Есь еще места в лесе, называют их окаянный крюк. В уме, и все ходишь, ходишь, а опять в то же место придешь, да не один раз, а раза три иль четыре. Когда человек заблудился да через дорогу переходит, тут-то — окаянный дух. Обдумают [Обдумать –сглазить кого-н., подумав о нем] его да ум отбирают у него у человека.
Ответ
*БЫЛИЧКА 13*
— Я была ушодцы за ягодами, а братик Мишенька пошел по лесу. Я искала его, искала, никак не найти. Обратно иду, ревлю во всю глотку: «Ох, желанный Мишенька, меня мамка убьет!» А он выходит из лесу и говорит: «Я с зайчиком играл да денюжки собирал». А какие там денюжки, не было там никаких денюжек, держит в ручке грязные каменья.
Ответ
*БЫЛИЧКА 14*
— Хозяин превращается. В печку может превратиться. В свецку. Вот у нас здесь стоит дом, и в каждом окне свецка. Это Хозяйский дом, люди так скажут. А чащё всего огнём. У нас было дупло березово, лучину запихали, дак три дня горело. Горит, горит, да пыхнет. Беда!
Ответ
*БЫЛИЧКА 15*
А этот-то Хозяин? Он их главный, он их к себе забирает. Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да. Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот апрель, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим летом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есь люди, которые по судьбе должны туда идти. Четырнадцатого апреля носили подарки этому Хозяину: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». Тут был мост ладеный. Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь, черт это да. Он всяко прикидывается.
Ответ
*БЫЛИЧКА 16*
— Да вот нас маленькими пугали, что какая-то женщина выходит на берег, волосы у нее черные, она их расчесывает. Пугали-то нас, чтоб на речку купаться не ходили. Кто как ее называет, одни выдрой, другие хозяйкой. Еще говорили нам старики, что после дождя купаться нельзя, она там моется.
Ответ
*БЫЛИЧКА 17*
— В лесу росомаха, хозяйка. Как до Тимохина дома, так видела. Как девка стоит середи лядины [Лядина – низменное сырое место, болото], волосье черное, до сих пор долгие, не косой, так распущены. Этак. Лицо белое, глаза черные: «...Эк ты, жид-то росомаха». Она захохотала. Она повернулась от меня и побежала.
Ответ
*БЫЛИЧКА 18*
— «Росомахи во ржи», — чтоб рожь не топтали. Такая с длинными волосами, схватит и утащит. Рожь качается, чта росомаха бежит. Темно-каштанового цвета, ржи спелой, и как будто руками машет.
Ответ
*БЫЛИЧКА 19*
— А вот еще, я как-то в баню пошел в субботу. Баба уже вымылась, а я един там. Ну, лег там и заснул, прямо голый. Потом просыпаюсь, дергает кто-то. Ну, слез, хочу выйти, а не дают, не пускают. И стали кидать, дергать, а с бани не пускают. Ну, стал я бабу кричать, чтоб пришла. Она прибежала, сунула мне руку, так я схватил да и выскочил, да и побежал домой, прямо по снегу голый.
Ответ
*БЫЛИЧКА 20*
Эта-то Хозяйка как кошка в байне появляется. Говорят, как первый раз ребенка в бане вымоешь, так она и завяжется [Завязаться – появиться, оказаться]. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, с ребенком в бане мылась, так кладет камешок, а то Хозяйка обменит, и унесет, и унесет и не найдется. А вместо ребенка окажется голик. А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как все настоящие. Он всем лошадям и коровам заглядывает под задницу, да руку по локоть в рот запихивает. До пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается.
Ответ
*БЫЛИЧКА 21*
— А на поле есть Хозяин и есть красавица Хозяйка. Один раз я на дворе обряжалася, и убежал боров. И потеряли его, не могут найти. Я спросила у бабки, а она говорит, иди возьми хлеб, три копейки, встань на дороге, по которой он бежал, и скажи: «Хозяин дорогой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой», — и кинуть [хлеб и деньги] через правое плечо. Сделала, вечером гляжу, боров-то пришел. Ето хозяин пригнал. Если что потеряется, тоже так скажешь, и поможет. А хозяйка бывает хорошая, а бывает и злая.
Ответ
*БЫЛИЧКА 22*
— Эти хозяйки раньше были, окна потому закрывали в самую жаркую пору. А то она поймает человека, до смерти защекотит. Вот они, говорят, раньше в полдень ходили. Девки таки черны, долговолосы, лицо черно, одеты немножко, руках что-то было. Они в полдень выходили, все старались закрыть двери, ставни в полдень. Они детей уносили. Никто не знал, откуль они придут. Жили они в лесах где-то, а то говорили, в ямки за деревней жили. Голоса у них эвонки. Они людей прятали. Уйдет, уйдет ребенок — и насовсем.
Ответ
*БЫЛИЧКА 23*
— А вот еще про Хозяина расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к анбару в Святки, очертились [Очертиться – очертить вокруг себя круг с целью уберечься от нечистой силы], как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, запёрся, а девки прибежали к анбару под замок и слышат, там кто-то приговариват: «Лучку мну, в корзинку кладу. Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попутать, самого скрутило.
Ответ
*БЫЛИЧКА 24*
— Мара волосатая…сидит в дому за печкой. Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь все спутат. Ребятам раньше говорили: «Мара с запечка как выйдет и заберет».
Ответ
*БЫЛИЧКА 25*
Ночницы-те, кто ночью приходят, ребенку спать не дают, оттого ребенок плачет, не спит по ночам. Говорили, ночницы к нему пристали. От уроков [Урок – порча, сглаз; вред, причиненный порчей, сглазом] это бывает.
Ответ
Многих ли узнали в этих быличках? А это малая часть того, что сказывают старые люди долгими зимними вечерами! Накопил таких рассказов наш народ! Даже и присловье уважение к быличкам показывает: «Быль – что смола, а небыль – что вода, быль не сказка: из нее слова не выкинешь. За былью и сказка гоняется». Хоть Ольга Боянова и наполнила волшебными быличками свои две книги (сделать ссылку на двухтомник), а ещё не все они рассказаны! Пишите также свои былички здесь, пусть наполняется копилочка!
На благо!