Поиск
Тайна: праздник Авсеня для мирян и Знатков

Три ритуала за девять дней до осеннего равноденствия

За девять суток до солнечного осеннего Излома — осеннего равноденствия, на Руси отмечали особый день. Напомню, что с середины XIV века до 1700 года именно этот день считалось «новолетием», что означало «конец этого лета, завершение года, начало нового. В последние несколько столетий этот день называли «Семён день», и, несмотря на капризы календаря, приурочивали к нему три важных ритуала.

Число «девять», как последнее число натурального ряда чисел, символизирует именно конец и начало, объединённое в одно. Неслучайно именно за девять дней до прихода Бога Авсеня начинались особые, поворотные ритуалы.

Ритуалы равноденствия, ритуалы осеннего равноденствия, ритуалы равноденствия читать

Посмотрим на это внимательнее!

Сначала — о природных приметах этого важного дня

Таких примет о дне Семёна-летопроводца великое множество, главное внимание уделяется видению будущего — ближнего и дальнего. Вот несколько народных примет:


Если на Семён-день теплая погода, то вся зима будет теплая.

На Семён-день ветер дует из южного края — будет зима гнилая или теплая.

Если на Семён-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут дуть с севера (воро неж.).

На Семёна ясно — осень ведреная.

На Семёновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная.



Все ритуалы этого дня связаны одной идеей

Все они так или иначе связаны с идеей начинания, открытия или завершения, окончания. Я не буду подробно обсуждать земледельческие обряды, они широко известны — во многих местностях начинался озимый посев ржи в полях, по домам начинали обрабатывать коноплю и лён, по огородам копали картофель.



Первый выезд охотников

Выезжали на конях с собаками, открывали ловлю на зайцев. Другой, пеший способ — поставить «очёп». На заячьей тропе ставится в землю кол приблизительно трех аршин высотою с вилообразною верхушкою. На этот кол кладется очеп, который представляет из себя нетолстый ствол березы или осины. В землю около самой тропы вбивается маленький колышек, на который надевается сделанный из мочала подпетельник. Пока этим и ограничивается устройство очепа.

Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать. Тогда к очепу привязывают петлю и настораживают на тропу. По общепринятому мнению, зайцев ловить может не всякий, а только тот, кто знает „словинку“, то есть особый наговор. А словинку знают немногие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые.

Скорее всего, вы зайцев ловить не станете, но удалой заговор я вам всё же подарю:


— Стану азъ, имярек, благословесь, выйду из дверей во двери, из ворот — в ворота, в чистое поле — широкое раздолье, под светел месяц, под красно солнышку. В чистом поле стоит ловушка. Бежит заяц от трех лесовщиков. Из-за тридевять земель, из-за тридевять морей, бежать зайцу вперед — путь да дорога, Скочить сбок или воротиться — Ноге преломиться. По праву сторону скочить — тут железной тын, по леву сторону скочить — тут огненна река; тут убьешьсе, а тут сгоришь, иди безотпяточно и безотворотно. От веку по веку, отныне до веку. Будьте мои слова крепки. Да будет так!



Договор с Хозяином Леса

Семён-день иногда воспринимался как поворотный для духов-хозяев. Так, в этот день Полевик, по поверьям, собирал воробъёв и мерял их меркой — кто побольше будет, тех благославлял на выведение птенцов, а маленьких – прогонял. Так объясняли то, что примерно в это время исчезают с полей все воробьи.

В Заонежье пастухи, заканчивая свою работу накануне Семенова дня и получив расчет, сами обязательно должны были расплатиться с лешими «выпечкой или яйцами, оставляемым где-нибудь в лесу».



Похороны мух

К мухам наш народ относится однозначно плохо, в отличие от паучков и змей. Почему? Об этом говорю в тайне «Северные колдуны и знахари». Но суть такова — наиболее часто бесы, которые вселяются в людей, прилетают мухами. Потому и важен этот обычай накануне дня равноденствия. «Похороны мух» — видоизменившийся ритуал прогнания бесов от селенья.

Говорили так:

— Убьешь муху до Семёна-дня — народится семь мух; убьешь после Семёна-дня — умрет семь мух.


В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних на секомых в Семён-день зарывали в землю. О том же вспоминали и вятские женщины: «В Семенов день мух хоронили. Старушки говорили нам: «Хороните мух». Мы их в коробочку да на улицу. Говорят, если похоронишь их, то их меньше и будет».

В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай.

Вот что можно прочитать в книге Максимова «Крёстная сила. Нечистая сила»:

Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, за крывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить», или: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Надо сказать, у нас на севере такой обряд проводят до сих пор на фольклорных праздниках.


Эти три особых ритуала за девять дней до осеннего равноденствия недаром сохранялись сотнями лет. Так и нам, уже 14 сентября, за девять суток до предстоящего осеннего равноденствия, следует прислушаться к ритмам природы.



Какие же ритуалы наш народ сохранил для самого дня равноденствия? Посмотрим на это в следующей статье.
На благо!