Тайна: старинные заговоры, помогающие хозяйствовать

Пчеловодческие заговоры: как наладить работу пасеки

Пчеловодческие заговоры
Эта статья - часть тайны о старинных славянских заговорах, помогающих человеку вести хозяйство. С истоков времен люди единой нитью связаны с окружающей природой. Она для нас и хлеб, и кров, и защитница, и целительница. Чтобы выжить, человек научился обращать природные богатства себе во благо: ловил рыбу, собирал ягоды да грибы, разводил пчел. Последнее дело всегда требовало особого усердия и терпения, ведь мало заселить пчел в улей, надобно их уважить, да так, чтобы одарили они сладким медом, да не покусали хозяина.

В этих целях славяне издавна применяли старинные пчеловодческие заговоры. Это особое уважительное обращение к маленьким труженицам, их называли «Божьими угодницами» или «пчела – царица».


Славяне искали благословения в хозяйстве у стихийных Богов, зачастую прося о помощи Мать-Сыру Землю. Кроме того, в пчеловодческих заговорах можно встретить обращение к святым Изосиму и Саввватию, которые по преданию первыми освоили пчеловодство на холодных Соловецких островах и с тех пор считаются покровителями всех пасечников.

Пчеловодческие заговоры читались для защиты улья от недоброго глаза, от пожара и потопления, от посягательства диких птиц и зверей. Заветные слова нашептывали, надеясь привязать пчел к своему улью, чтобы не разлетались по сторонам.

Об этих и других народных заговорах пойдет речь в этой тайне. Давайте познакомимся с ними поближе!

  • Заговор – обращение к покровителям пчеловодства Изосиму и Савватию

Всем, кто промышляет пчеловодством или только задумал это благое дело, чтобы мед был сладок, а пчелы послушны, надобно читать такие слова:

«На морье-окиане, на острове-кургане лежит камень алатырь от конца века сего, и на том камне сидят великии помощники Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы. Посла их в Нарименские горы за силою пчелиною поймать крапчика и матку и посадити в зезл свой: подите дорогою, будет за вами погоня, то вы бросьте зезл свой в правую сторону. То они посланники Божии, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы, по Божию велению, пойдоша за силою пчелиною в Рымские земли, в Рымские горы, и пойдоша путьем к западу и до востоку, и дошед они посланники в ту землю, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы, поймали крапчика и матку и посадиша в зезл свой и пойдоша путьем к западу и до востоку. Поднимают они от земли всю силу пчелиную. Как восток имай, облацы поднимаются, тако бы поднималася сила пчелиная и пошла за Изосимом и Савватием, Соловецкими чудотворцами, силою небесною.

Идоша по надлежащим путьям и по тропам, то учинилася погоня из неверные земли, Изосим и Савватий бросили в правую сторону зезл и крапчика и матку возгнание дороги. То учинилася погоня, неверные догнаша и обыскаша по надлежащим путьям и тропам. И рече боже милостивыи: посланники Божии Изосим и Савватий, Соловецкие чудотворцы, возмите зезл свой, благословите и оградите путь сей и дорогу зезлом своим с востоку и до западу и со западу до востоку.

И приведоша крапчика и матку со всею силою пчелиною и пустити от востока и до запада во всероссийскую землю, в темные леса в угодные древа, и ко мне (имя реку).

Утвердите у меня в пчельнике, во дворе, или в лесу на пчельнике пчел старых и молодых, до скончания века. Около ограды пчельника моего обойду, духом окурю от всякого глаза, от мужского, от женского, от простоволосых девиц, от чернца и от черницы, от колдуна и от колдуницы, от еретика и от еретицы, от нечистоты и от лихого человека и от чужих налетных пчел в ограду мою валитися, дабы от пчельника моего не отлетали старые и молодые до скончания века сего. Как по повелении божииму океану-морью все морья покорны, реки и источники и потоки текут непрестанно денно и ночно, так бы, по повелению Божииму, чужая пчела моей пчеле покорна была завсегда, по всяк день и час. Спаси на пчельнике мои пчелы старые и молодые от всякого зверя и от всякой птицы, и от водяного потопленья и от нечистого духа, и от лукавого человека; покажи боже милость свою, пришли и надели своим божиим повелением и наделением моим пчелам, со всякого дерева, со всякого цвета старого сухого, и серого, и со всякого плоду брать на воск и на канон. Не повели боги портить моих пчел ни колдуну, ни колдунице, ни дьявольским научениям и всякому злому человеку. Сохрани и помилуй от ныне и до века (три раза) да будет так. Земля замок, небо-ключ, трижды да будет так».


  • Заговор на удержание пчел в ульях

Если рой, внезапно вылетевший из улья, собирается улететь с пасеки, нужно взять роевню в руки, встать лицом к рою и проговорить:

«Рою, рою, сядь передо мною!»

Иногда в этих случаях вместо слов пчеловоды трезвонят во что-нибудь металлическое, например, в сковороды или тазы.

Пчеловодческие заговоры
  • Заговор при посадке и выставке пчел

При посадке роя в ульи опрыскивают его водокресной водой и приговаривают:

«Святые Зосима и Савватий, Мать Сыра Земля! Храните эту домовину, как зеницу ока от мора, от глада и от всякого гада.»


Есть еще и такой заговор:

«Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Смотрю на восток и слышу шум и гул пчел. Беру пчелу роя - сажаю ее в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белы звезды, красно солнышко, сажают тебя и укорачивают; ты, пчела, ройся! Я же (имя рек) замыкаю тебе, матка, все пути ключом, замком, бросаю ключи в океан-море под зеленый куст; в зеленом кусте сидит матка, сидит и держит 77 жал и жалит непокорных пчел. Слово мое крепко!»


Когда пчел выставляют из ульев - то есть отправляют их собирать пыльцу, чтобы урожай был богат медом, надобно проговорить такие слова:

«Идите, мои пчелы, Божьи угодницы, готовы ль вы? Ваш час пришел! Идите и летите, не ленитесь! Работайте густые меда, ранние, чистые рои и желтые воски на божию хвалу, миру на пользу, а мне, хозяину вашему, на прибыток»


  • Заговор при основании нового пчельника

Есть такая примета - при основании нового пчельника ставить чистую посудину с водою, на том месте, где задумано заводить пчел. Если на другой день утром прибудет воды в посудине, это считается хорошим признаком, а, уж коли убудет - нет приметы хуже для будущего пчелиного хозяйства.

В Зелёные Русалии надобно тайным образом принести камень и закопать его в землю посреди новой пасеки, приговаривая:

«Так, как тот камень тверд, так бы отвердет льстивому человеку или женщине, который помысел злой мыслит на мою пасеку, во веки веков»


Когда станет роиться первый рой пчелиный по приходе весны, суеверные люди становятся перед ним на колени и, достав из-под левой ноги, а также из-под улья, по щепоти земли, бросают на рой с таким причетом:

«Как Мать-Сыра-Земля не играет и не шумит не з горами, не з далами, не с лугами, не с темнами лесами, так чтобы не играли и не шумели в моей пасики пчели - са всей своей силой, ни в лисах, ни в добровах, не в чыстая поля, не в инныя пасики от меня пастыря не оубегать и не утекать, отныня и довека и до скончений жыжни моей, да будет так!»


По иным источникам, заговор этот еще читается так:

«Как сия вода не истекаит и не измаляица, так бы мое пчоли не излитали и знемалялись, из моих ульев из зо всей моей пасики. Как гора з горой не изходица, так бы мое пчоли не изходилися с чужыми пчалами и не излитали на лягу, на меду, и на пасеку, действием светаво Зосима и светаво Савостия, да будет так!»

В Белоруссии славяне обращались царице народа пчелиного таким величанием-молением:

«Пчалица-царыца, ты моя птаха. Рад бы я тебе водить, рад тебе плодить во всей засики и пасики, пчелиная мати Фаленея, Ульяна и Соломония и Анна. Как в древе коренья много в земле, так была (бы) пчелиная мать в засеку со всей своей силой пчелиной. Как хмель около древа обвиваица, так бы вилися мое пчолы в моей пасики, действием Зосима и Савостия салавецкаго чудотворцев, да будет так».


На многих пчельниках есть ручейки и колодцы-роднички, выкопанные рукою пчеловодов. В обычае ставить над этими источниками святилища с образами соловецкой двоицы - Зосимы-Савватия. Вода из осененного такого родника считается целебною от многих болезней, - между прочим, от изнурительной лихорадки.

Возле родника ставятся по весне небольшие долбленые корытца с разведенным водою медом («сытою») для подкармливания наголодавшихся за зиму пчел во время малого еще цветения цветов. Привившийся к роднику рой с чужого пчельника считается благословенным свыше и оберегается с особым тщанием ото всякой случайности. К улью с таким роем подносят в роевне - при пересадке - каждый новый рой, как бы на поклонение. При этом неизменно, неукоснительно поминаются имена покровителей трудолюбивого крылатого народа, насадивших пчелиное хозяйство на студеной северной окраине нашей земли.



Читайте в следующей статье этой тайны о древних заговорах на сбор ягод.

На благо!