Поиск
Тайна: расклады Резами на Купало

Меры безопасности гадания на Купало

Новый курс по Резам Рода
мастерский курс с Ириной Ивановой!

Узнать подробнее


Раз уж собираемся гадать в Солнечный Излом, то вспомним, почему это время считается сильным и опасным. Славянские гадания на Купало, или даже запрещённые церковью на Ивана Купало (помните, что это разные праздники в разные даты?), всегда проходили в напряжённом состоянии повышенной опасности.

Надо сказать, это знание не является единоличной тайной только нашего народа — все древние народы знают о Вершине Лета:

  • кельтский праздник самой короткой ночи — Лита,
  • Яанов день — в Эстонии,
  • Йонинес — в Литве,
  • Юханнус — в Финляндии,
  • в Латвии — Лиго,
  • в Швеции — Мидсоммар,
  • и даже празднование национального Нового года якутами (Ысыах) и эвенами (Нургэнэк),
  • не говоря уже о древних праздниках Солнца в Египте, Перу и Эквадоре.


Везде, где народы сохранили древнее знание, проходят водно-огненные ритуалы. Почти везде жгут большие костры и купаются в водоёмах. Что за этим? Утверждение Порядка на земле, в противовес Не-Порядку, который рвётся в это время в Явный Мiр. У всех народов есть объяснения — теми или иными словами рассказывается, что в это время Иной Мiр придвигается ближе к нашему, границы рвутся, и мы можем оказаться беззащитными перед злом, которое проявится после в нас самих усталостью, болезнями, неудачами.

Какие поверья об этом времени? Почему гадание на Купало приравнены к «страшным гаданиям» на Коляду?

Славяне считают, что в это время оживает и начинает проказить нечисть, другими словами, навьи или бесы. Поэтому оживляются «двоедушники» — те, кто призвал в себя беса для творения зла (в народе их называют колдунами и ведьмами). Считается, что и Духи Природы в это время начинают беспокоиться — домовые, дворовые, водяные, лешие, полевики и, самое главное, кладовики, охраняющие клады. Словом, время неспокойное!

Как оберегались от нечисти и иже с ними? Посмотрим вместе.








Как защищали своё жилище в это время?

Восточные славяне, чтобы в это время ведьмы не отобрали у коров молоко, втыкали в пастбище и стойла веточки вербы, южные славяне — осиновые колышки во дворе. В Полесье для этого же действия вешали в хлеву пучки крапивы, зеркало или рваные мужские штаны. В Белоруссии осиновые ветки и колышки служили защитой не только скоту, но и посевам, «каб ведзьми не адняли спор».

Принято в это время для защиты втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери, снаружи — косы, вилы, большие ножи.

Ольга Боянова в книге «Люди и Духи» так описывает возможные действия:

— Окна надо защитить косыми крестами, однако ж, Непомнящий так сказал, — поделился Властимир.

— Ещё сказал, что надо нож, ложку да топорик на порог, не пройдут тогда. Они попугают, и всё. Они приходят, бесы, сделать ничего не могут. А ещё сказал, на ночь нельзя открытую еду оставлять, бесы-то эти едят, домовых сильнее оказались, уже поналезли в дома. Новые-то не пройдут, а эти уж здесь. Плохие они. После них нельзя есть, заболеешь обязательно. А как я сделал по его научению, почуял, что в доме поспокойнее стало. А вот утром во двор вышел, а вижу, большой, чёрный, с рогам, на крыше сидит за трубой и нюхает всё. Надо поспрашивать, как со двора-то прогнать.



Как защищались от злобы колдунов и ведьм

Существовали способы и против ненужных приходов в гости колдунов и ведьм. Считалось хорошим оберегом засыпать порог солью, класть крапиву и полынь или ветки боярышника. Ещё один способ – перегородить ниткой и насыпать на порог семена. В Подолии в день перед Купало собирали «кашку» — конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, для защиты. Чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору (живой оттуда лошадь уже не воротится), нужно запирать лошадей.




Как ставили защитный тын на Купало

Пока молодежь веселилась в купальскую ночь у костра и воды, более взрослые мужики да жонки занимались ответственным делом — защитой домов, полей, всего селенья.

На Купало возобновляли борозду вокруг селенья, которую делали четыре раза в год в неспокойное время, и два раза — на Купало и Коляду, если несчастий было немного.

Ольга Боянова в книге «Люди и Духи» так описывает этот важный обряд:

— Ну что ж, — сказала Гориведа. — Дело это женское, мужчины не допускаются. Так, пойдут боронить, как и положено по обряду, девять девушек, девять баб, три вдовы, три замужние жены. Вот, вот, давайте-ка здесь вставайте.

Собрались в полночь. Борону мужики уже приволокли заранее и отступили на северный край селения. Известно было, что появление мужчины в кругу делающих опахивание может повлиять самым пагубным образом. Никто не знал, почему это так, но соблюдали ритуал строго. Женщины разделись до белых рубах, но остались подпоясаны. Одёжку сложили на лавочку, после того, как сделают полный круг вокруг всего селенья, смогут разобрать и одеться. Пошли на восток, противосолонь. Гориведа шла впереди и держала в руках доску с изображением чего-то, напоминающего бычью голову. Маланья, дюжая старостина жонка, впряглась в соху. Ещё несколько держали обжи, правя сохой. Несколько участниц окуривали землю дымящейся живицей, несли зажжённые восковые свечи. Замыкающие шли вдоль борозды и сеяли в неё песок. Звонкими напевными голосами пели обрядовую песню:

— Удовушка на девушке пашет,
Песок рассеивает.
Когда песок узойдет,
Тогда к нам смерть придёт.
У нас на селе Увлас Святой
Со святою свечой.
На чужой стороне скот и везут и несут,
А нас Боги помилуют!


Между пением били в несомые печные заслонки, сковороды, звоном серпов и кос угрожали Смерти, что принесли навьи с собой, требовали покинуть село:

— Смерть, ты Смерть,
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора!
Мы тебя сожжём огнём,
Кочергой загребём,
Помелом заметём
И попелом забьём.
Не ходи в наше село!


И такое мощное чародейство свершалось на селе, таким это было единением старых и малых, мужчин и женщин, что не выдержали навьи напора, побежали со всех ног из домов во дворы, из дворов на дорожки, по дорожкам да на южную сторону, а там и обратно в чёрную Навь. А жонки, своим трудом пропахав дорожу по четырём сторонам от селенья, соединив своим обрядом землю и небеса, поставили защитный тын от земли до небеси, который оградит селенье от навий до нового Солнечного Излома.


Именно купальский костёр считался оберегом от навий.

С головнями от купальского костра, как с факелами, бегали по деревне, а после забрасывали их на поля для защиты урожая от нечистой силы.

Плакун-трава, собранная накануне ночи Купало, считалась сильной защитой.

Корень плакун-травы, выкопанный в это время, мог обезвредить чары колдунов и ведьм, изгнать порчу, устранить последствия наговоров и проклятий, с помощью этого корня можно было изгнать бесов из бесноватых — одержимых бесами.


Вернёмся к гаданию и чародейству во время Солнечного Излома

Пять дней до астрономической даты и пять дней после — время для сильных обрядов именно потому, что границы Мiров становятся тонкие. Но и осторожности надо больше! Продумайте меры безопасности в этих обрядах.


О чем нужно помнить обязательно для гаданий на Купало?

  • порог комнаты защищаем любым из описанных выше способов,
  • обереги на себе,
  • обережный круг ставим очень тщательно,
  • обеспечиваем себе во время обряда тишину и уединение,
  • обязательно спрашиваем разрешение на обряд,
  • внимательно следим за свечой или свечами — если свеча мигает, течёт чёрным, а то и гаснет, то благодарим Богов, снимаем обережный круг и тщательно чистим себя и помещение,
  • после обряда умываемся, а то и моемся,
  • хорошо бы пройти по помещению противосолонь с чёрной свечой или курением навьепрогоняющих трав.


Ну что ж, кто предупреждён, тот вооружён. Теперь вы можете знакомиться с гаданием на Купало в следующих статьях. На благо!