Поиск
Тайна: Встречаете ли Вы праздник Коляды с полным пониманием

Пир или пост, год или лето?

За многие столетия двоеверия, а после и вероотрицания, славянская праздничная культура исконных земледельцев тесно переплелась с христианскими догмами и светскими событиями. Но не растворилась и не растратилась, сохраняя пусть и искаженный, но смысл, хоть и запутанные, но логичные временные промежутки. Давайте же попробуем, как терпеливые археологи, мягкой кистью пройтись по такому привычному и долгожданному, любимому всеми детьми празднику, как Новый год.


зимние подарки

Разбираемся в датах!

Сейчас Новый год принято встречать в ночь с 31 декабря на 1 января. Это государственный праздник, официальный выходной со своими обязательными традициями – нарядной елкой, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, праздничным ужином, детскими стишками и песнями в новогодних костюмах. Ничего не напоминает? А еще есть Рождество с 6 на 7 января для верующих христиан, которое тоже считается официальным праздником и тоже имеет свои традиции – праздничный ужин, свечи, подарки и библейские сценки, разыгрываемые детьми – в их числе. И есть Старый Новый Год – праздник, исходя из названия, сам по себе абсурдный и не официальный, но тем не менее, прочно поселившийся в календаре в ночь с 13 на 14 января. Ух, тут уж не кисточку, а долото с молотком бы не обломать! Ну, глаза боятся, а руки делают.



Откуда взялся Новый Год?

Начнем с того, что праздника Новый год у славян и не было вовсе. Было понятие Новолетия, славянского праздника, от которого шёл счет лет. До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта, в день весеннего равноденствия (как в древнем Риме) или 14 сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января и праздновать праздник Василия Кесарийского.

Новым указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Наказали людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием. Произошла подмена важного славянского праздника.

При переходе на юлианское летоисчисление, старый день 1 января превратился в нынешнее 13 января. Светский праздник Нового Года остался и в новом календаре с датой 1 января, но его продолжили отмечать ещё и 13-14 января, ссылаясь на путаницу со «старым» и «новым» стилем.

Вот откуда взялись Новый и старый Новый Год! Мы выяснили, что оба эти праздника искусственные, «назначенные сверху». Славянский праздник новолетия — не тогда и не о том, а праздник Коляды – это совсем не Новый Год и даже не близко. Срок для праздничных колядок — един, неразрывно связан с движением Солнышка. В день Зимнего Солнцестояния рождается молодое Зимнее Солнце и поют славяне рождественские колядки, славя рождение Бога Коляды.



коляда


Что заменили Новым Годом?

А что же после колядок? Откуда появилась эта дата – ночь с 31 на 1? Не с потолка же её взял царь-реформатор? Был и у славян праздник в эту дату, который успешно подменили «заемным», искусственным Новым Годом. 29 декабря заканчивались развеселые колядки и начиналась подготовка к Сытному Заговенью, древнему обрядовому празднику, призванному обеспечить хороший урожай и мирное, сытное время до следующей зимы. 30 декабря хозяйки намывали дочиста избу, стирали, готовили угощения. Хозяин вычищал двор, устранял неполадки в постройках и домашней утвари, если таковые имелись, осматривал и окуривал травами домашнюю скотину. Дети помогали в меру сил, все были при деле. После все мылись в бане и одевались в чистое.

Праздник Сытного заговенья праздновался широко, щедро. Было принято наедаться — столы накрывали большим количеством еды, включая блюда из мяса, рыбы, молока и яиц. Принято было выносить на двор угощение Духам, чтобы скотина была здорова. Домовых и Предков призывали на ужин, величая их с почтением и любовью.

Были свои приметы на праздник:



Иней на снегу — урожай на овёс, иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели, а если ночью был иней, днем снег не выпадет. Вороньё чёрное каркает — к оттепели. Облачная или снежная погода в этот день предсказывала ненастный май.


Были и запреты, которые старались не нарушать:



Было не принято ругаться в этот день с близкими, особенно с детьми и родителями. Нельзя было отдавать еду с собой гостям и тем более, случайным незнакомцам. Помня про навий, что рыщут по Яви до самого Водокреса, к незнакомцам относились очень настороженно. Не брали у них денег, подарков, нельзя было и в долг просить.


коляда


Пост? Обязательно!

Сытное заговенье завершало колядки, а на следущий день, 1 января, начинался холодный пост. В некоторых источниках пост называют Карачуновским (мы же помним, кто такой Карачун?). Длился пост с 1 по 6 января, с Сытного заговенья до Водокреса. В это время уж никто и не думал о забавах да играх. Проводили очищающие обряды, изгоняли из домов и хлевов хворь да нечисть, выливали «переполох».

А к окончанию поста шли мужики в лес, искали и вырубали разлапистую сушину (сухое дерево с торчащими ветками), да тащили её в деревню. Сушину называли Бадняк, ставили за околицей, девки да жонки украшали Бадняк лентами, рисовали рот, кормили и поили как умирающего, пели поминальные песни. А тем временем, со всей деревни стаскивали к Бадняку старую солому, не подлежащую починке утварь да ветошь и складывали в кучу. По окончании обряда Бадняк сжигали вместе с этой кучей. Огонь издревле считался очищающей силой и сгоревший («умерший») Бадняк забирал с собой все худо, что могло завестись в селении за это время.



Фальшивый праздник?

Вот такой обрядовый праздник подменили славянам современным Новым годом. Вместо ритуального ужина, Почитания Духов и Предков, зачина на новый урожай и благополучие, подготовки к очищению и заботы о здоровье и чистоте – алкогольные возлияния, кривляки из телевизора, грохот хлопушек и крики за окном, мешающие заснуть.

А христианам ещё хуже – ведь перед Рождеством Христа полагается Пост, соблюдаемый с 26 ноября по 6 января. И как же вписать сюда Новый Год с его обильным застольем? Никак. Идея с подменой славянских праздников была хороша – заменили народные названия на имена святых, подменили смысл согласно религиозной доктрине – и готово. Но праздничный календарь славян-земледельцев четко привязан к природным событиям, а христианский – «плавающий». Да ещё смены календарей и воля царей… Вот и получается теперь, что у христиан то Новый год посреди поста, то Масленица в разгар зимы. Не позавидуешь.

Так что же празднуем 31 декабря? И надо ли вообще праздновать? Или праздновать, но так, как это делали наши Предки, отрицая традиции современного «ненастоящего» Нового года? Об этом поговорим в следующей статье. Листайте скорее!

На благо!