Поиск
Мудрость моей бабушки Екатерины Васильевны

Страшная мистическая история с жалостливым концом

— Чем ближе к церкви, тем дальше от Бога, — очень часто вспоминаю эти слова бабы Кати, которые она повторяла не единожды. Видно, знала что-то моя баба Катя, которая никогда в жизни не носила крестика с изображением распятого мёртвого, хоть и родилась в 1897 году.

Расскажу вам, друзья, о забавном, на мой взгляд, чудо-юдо страшилище, который был известен среди верующих в Иисуса. Как вы понимаете, рассказываю только по слухам, потому как нашу семью все христианские поверья обошли стороной.
страшная мистическая история


Ужасный голодный Ефимон

Кое-где в Архангельской области перед началом Великого поста ребят пугали Ефимоном:

«Нас тоже пугали. Как катаемся на санках, бывало, скажут: «Сегодня ладно, катайтесь. Завтра пост придёт, уже не будете кататься. Ефимон будет ходить».


В христианском церковном ритуале «ефимоном» называлась вечерняя служба в Великий пост. Насколько знаю, название происходит от древнееврейского выражения «мемифон» — «с нами бог». Время это мрачное, скучное, несытное. Народ у нас с воображением великим, потому этот пост стал неким противным и нежелательным существом Ефимоном.

Его приход — нерадостное событие, хорошо бы его прогнать! Вот и говорили:

— Ефимон, поди вон, в Шижму, в Сороку, в Сухой наволок, в Суму на городок!


Ужасного голодного Ефимона прогоняют на Страстной неделе, в среду после вечери, всем миром. Собираются дети на церковной паперти и, бросая кверху шапки, кричат:

— Кыш, Ефимон, из трапезы пошел, за три дня до Христова дня!


После чего, видимо, и так-то голодный Ефимон бродит по домам и пугает детишек своим отощавшим видом и злобным характером. Думаю, его понять можно! Причём, видно, глаза-то зажмуривали от страха, потому-что описания внешности Ефимона никто дать не мог — мол каждый рисует своё страшилище сам.

Больше, друзья, ничего про это чудовище не знаю. Но, пожалуй, он единственный из детских страшилок, кто сейчас вызывает у меня не улыбку, а жалость.


Вот что сейчас думаю про все эти воспитательные приёмы.

Почему детям рассказывают страшные сказки? Похоже, для того, чтобы через мифологию научить (напомнить? не дать забыть?), что есть другие реальности, чудесные истории про другую живую жизнь. Детское сознание само по себе мифологическое. Вспомните свою стойкую веру в Деда Мороза! В тот год, когда вы поверили, что Деда Мороза не существует, Вы стали безнадёжно взрослым.

Ребёнок сам пребывает на меже между «тем» и «этим» светом, чувствует и ту и другую жизнь почти одинаково. И очень полезно, на мой взгляд, держать эту дверь полуоткрытой. Ну а страшилки? Они через чувства играют воспитательную роль, наложение запретов на поведение, которое, в конечном счёте, может угрожать жизни и здоровью ребёнка в Явном Мiре.

Леденящая возможность нападения страшилища, эта угроза, сама по себе становится оберегом. Это одна и та же заповедь — будь осторожен, и не нарушай прав других существ. Не ходи ночью за околицу. Не отворяй дверь волку. Не пей водицу из лужицы. Не знаю, как для других, но умеренное количество страшилок (добрых-то историй тоже было много) по сути стало сильным посылом к обдумыванию своих возможных действий.

За то и благодарю свою бабу Катю. Родная, ты всегда знала меру в том, что можно говорить «внуцкам» и о чём помолчать. Буду помнить твои наказы!


На благо!