Колдуны и знахари: живая северная магия
Древняя история северных земель несёт в себе богатство культуры и веры, и они продолжают вдохновлять нас на поиски знаний и понимания. Славянская северная магия — это наследство земли, которое теперь называем Русским Севером. Именно отсюда шло заселении Сибири, Урала, распространение культуры на «восточные края России».
Изучая магические практики, передаваемые Ольгой Бояновой и училищем «Магия Севера», надо понимать, что откуда взялось — и признание того, что это была территория чуди, одно из важных осознаний.
Первоначально на территории Архангельской области проживали неславянские племена, получившие у русских обобщенное название «чудь заволочская» или «чудь белоглазая». Первыми из славян на Беломорье появились новгородцы - не позднее XI в. Продвижение новгородцев на Север объясняют разными причинами: бегством крестьян от феодального гнета и голода в неурожайные годы, возможностью заниматься прибыльными промыслами, ростом населения, а также неприятием христианства, а затем Никоновских реформ. Позднее на северные земли стали претендовать ростово-суздальские и московские князья.
Таким образом, Архангельская область относится к числу территорий неисконного заселения и сравнительно поздней славянской колонизации и христианского влияния. И, это надо признать, местом, где сохранилась древняя магия.
В севернорусской культуре оставили свой значительный след фино-угры. Славянское население нашего края было представлено потомками древних новгородцев. Новгород, Новгородскую землю Л.Н. Гумилев называл реликтом древней Киевской Руси, то есть землей, где сохранялась цивилизация домонгольской Руси Киевского периода. Население северной России во многом сберегло элементы этой древней былинной цивилизации.
Для М.М. Пришвина — это край «непуганой» русской истории, не омраченной ни татарским игом, ни крепостным правом, ни произволом чиновников, зато освященной древней русской традицией, восходящей к Новгороду, Киеву, к былинным временам.
Таинственная магия, действующая до сих пор
Предания, сохранившиеся о чуди, удивляют своими подробностями. Мне всегда казалось, что это было совсем недавно, и речь идёт не об одиннадцатом – двенадцатом веке, а истории поближе.
Великанские курганы
Курганы назывались также «городище, вал, веретья, куча». К ним приходили поминать «Старых Людей». Сохранились предания, о кургане, в котором «жили великаны» и «где-то в лесу есть дверь» в их жилище.
Одна из насыпей правильной четырехугольной формы считалась жителями деревни княжеским двором с железными дверями и каменной трубой. По преданиям, «курган сооружен какой-то чудью, еще до прихода сюда вотяков», в то же время местное население совершали здесь «языческие моления и обряды».
Про Воткинское городище говорили, что здесь «издревле обитала чудь белоглазая», а о Поломских городищах записал предание о том, что в пещерах жили «вотские богатыри», хранившие здесь свои сокровища. Окрестные крестьяне находили серебряные вещи и говорили, что еще лет сто назад вход в одну из пещер был виден невооруженным глазом. Почитание этих мест заключалось в запрете копать здесь землю из-за опасения плохих последствий со стороны ушедшей под землю чуди.
Богатые клады
По рассказам жителей, этих селений, некоторые «удальцы» пытались раскопать и «воспользоваться богатствами, но благоприятных последствий для себя не видели, кроме зла». Клады чаще всего оказывались «заветными», «заклятыми».
Так, клад на горе поч. Сурдовайского, по устным сведениям, оставили разбойники. Их атаман, «встав на перешеек большого вала, пустил с лука стрелу и сказал: когда эта стрела кем-либо будет найдена, тогда и клад будет вырыт».
Представления о заклятии клада «окаянной чудью» были отмечены также А. А. Спицыным среди жителей с. Мостовинского Сарапульского уезда, считавших место древнего городища нечистым, по которому особенно ночью опасно проходить. Согласно преданию, тут жил идолопоклоннический народ, изгнанный богом за неверие и нечестие с лица земли. Здесь и на самом деле жили: это подтверждают многие находки древних артефактов: железные прутья с «загнутыми на одном конце кольцами, длиной в полтора и два аршина»; сошные ральники; «серебряный кувшин с какой-то надписью»; кремневый наконечник стрелы, стрелы с костяными наконечниками, медное копье, золотые щипчики.
Священный лес
Местное население знало священные места в лесу. Существовал совершенно древний обычай: в жертву (умилостивительную) Предкам сюда приносить не зарезанных птиц, как это делается в других местах, а сшитую из тряпок куклу, изображающую мужчину или женщину, смотря по тому, за кого приносилась жертва.
Чудь – это Предки
Похороненных в древних могильниках население северного края считали Предками («деды, которые тут жили»), и угощали давно усопших с не меньшим почетом, чем своих прямых Предков.
Места древних городищ и кладбищ в народном представлении наделялись особыми свойствами, и поведение человека на них тоже строго регламентировалось: не разрешалось громко разговаривать, запрещалось косить траву, рубить лес, пахать землю, возводить не предусмотренные ритуалом постройки, осквернять дурным словом.
Последствия противоправных действий или несоблюдения предписаний, по представлениям, весьма печальны: «над человеком и лошадью приключается болезнь». Так, известны места, где и поныне не пашут, так как, по рассказам стариков, здесь в древности стояло большое языческое капище.
Сведения об обрядовых действиях на древних городищах описывали и другие исследователи — на ровной площадке кургана на берегу реки собираются весной в начале посевов яровых хлебов: «старики и женщины пируют и пляшут, а молодежь около кургана гоняется друг за другом на лошадях и затем сама присоединяется к пирующим».
До 1950-х гг. женщины приходили сюда совершить небольшое жертвоприношение душам умерших, в случае болезни детей (старики говорили, если кто заболеет, особенно дети, мол, надо сходить на поминки).
Также передают, что, если, на этом месте появится привидение, которое «ловит», «слышится», то, после этого непременно случится какая-либо неприятность.
Как-то на месте могильника построили школьный комплекс. Сторож школы неоднократно замечал по ночам какое-то странное движение: слышны чьи-то шаги по коридору, в столовой бьется посуда, падает доска. По словам местных старожилов, «в давным-давно прошедшее время» это был чудской курган. Жители продолжали «поминать Старых Людей» и посещали его вплоть до 1930-х гг. Советская власть запретила поминки на кладбищах, но женщины под страхом наказания, тайно приходили сюда в дни православных поминальных дней.
В заключении
Эти ритуалы напоминают нам о том, как прошлое может быть таинственным и магическим. Они являются мостом между современным миром и древними временами, где вера и обряды играли важную роль в жизни людей.
Мы все время забываем, что наш род имеет длинную историю. Память обрывается на нескольких поколениях предков. Надеюсь, что мои рассказы о древнем народе чуди, побудят вас к размышлениям о давно ушедших временах и неисчислимом числе Предков, составляющих ваш род.
Возможно, и в Вашем роду была чудь — Первопредки, Прежние Люди, которые вроде как и ушли, а на самом деле, по-прежнему могут влиять на благополучие своих Потомков.
На благо!