Поиск
Колдуны и знахари: живая северная магия

Поминки Древних. Остатки Чудского Мiра

В глубинах северных традиций и культур, мы обнаруживаем один из наиболее интригующих обычаев —"поминки древних". Этот обряд, также известный как "поминание чуди на местах их погребений", является своего рода священным ритуалом. В его основе лежит идея поминания чудей, как Предков, но в то же время сохраняется мотив отчуждения от них, как от возможно, опасных магов.


магия

Священный Ритуал Поминания

Рассказы о "поминках древних" могут быть краткими, но они проливают свет на этот таинственный обряд. Например, в деревне Божьюдор, Княжпогостского района Республики Коми, жители соседних селений собирались на "чудские ямы", которые оказались древним кладбищем. Это даже не кладбище, а ровное место с захоронениями праха, датируется XI–XIV вв. Местные жители поминали на нем «чудских бабушек и дедушек». Эти поминания на чудских ямах оставались живыми и в 30-е годы XX века, свидетельствуя о глубокой связи с прошлым.



Вечность Памяти: о Старых Людях

В северных районах обряд "поминок древних" продолжает жить и сегодня. Например, в Кочёвском районе старики поминают своих предков на Боринском (Мокинском) могильнике, на и других "чудских" местах. Эти могилы, окутанные мистикой прошлого, стали своеобразными алтарями для поклонения и поминания.

Причём ходят и поминают «Старых людей». Именно так иносказательно называют в деревнях знатков, обладающими магическими знаниями и навыками. Если нужно получить магическую помощь, то в деревне посылают к «Старой жонке (такой-то)» или к «Старому мужику (такому-то)». То есть «старый» — означает «знающий».

Также существует общее правило употреблять слова «Родители», «Дед», «Бабушка» по отношению к умершим родственникам старшего поколения. То есть под этими наименованиями подразумеваются Предки. А, точнее, родовые Духи Предков.

И, как объединение этих привычных наименований, обычай проводить поминки «Старых людей» на предполагаемых особых местах народа чудь означает простое признание:

  • чудь — это «родители», «дедушки и бабушки», то есть родовые Духи Предков,
  • и чудь — знающие, магически одарённые, сохранившие древние магические знания.





Священные чудские места для обрядов

Так, в Кочёвском районе Старых Людей поминают на Боринском (Мокинском) могильнике возле д. Борино, ключике Таркöмыс возле д. Пелым, чудском месте Канявöр и на месте исчезнувшей деревни спецпереселенцев Курганаин в окрестностях с. Юксеево.

В Косинском районе подобный обряд проводится на парном могильнике Важ Чадзёв и Кушдöр у д. Чазёво, на Шойнаыбе возле д. Войвыл. Ещё несколько мест – Багай около с. Коса, Нюрмöдöр и Важгорт около с. Чазёво, лесной Шойнаыб возле д. Пеклаыб.

Также Старых Людей поминали на холме Еныб рядом с урочищем Важгорт на р. Лупье; в другом источнике названо место Пельнянёв, где «угощали покойников пельменями». В полевых материалах автора статьи содержится единичное воспоминание о поминках на могиле богатыря Перы и его брата Мизи у заброшенной д. Мöдгорт.

Известно, что жители с. Пешнигорт ходили на место Челпан и поминали Сороку, чудского человека по имени «Сорока» который «с шайкой разбойников» жил неподалеку, на горе Катшакерэс. Сам факт поминок по «разбойнику» может показаться странным, однако сходный мотив встречается и на других территориях. К примеру, предание о богатырях-разбойниках, которые перебрасывались палицами с соседями, и факт поминок на могиле главного из них, Оно хи (Ануфрия), зафиксированы на Вятке; они относятся к Спасо-Подчуршинскому городищу возле современного пос. Первомайский Слободского района.



Таинственные Места

Места, где проводятся "поминки древних", окутаны загадками и секретами. Это места вечной памяти, связанные с богатой историей и традициями. Холмы, могилы и леса стали священными местами, где прошлое и настоящее переплетаются.

Таким образом, "поминки древних" — это не только ритуалы памяти, но и способ сохранения культурного наследия и идентичности. Они напоминают нам, что наши корни глубоки, и наше прошлое остается живым в наших сердцах и традициях.

Места, такие как Боринский могильник и чудское место Канявöр, становятся святыми местами, где чувствуется особая магическая сила. Здесь прошлое и настоящее переплетаются, и люди чувствуют себя частью бесконечной истории.

Чудские ямы и могилы, где проводятся "Поминки Древних", скрывают в себе гораздо больше, чем просто погребения. Эти места стали священными, где каждый курган является местом силы. Они стали мостом между живыми и Мiром Предков, местом, где время остановилось навеки.

магия


"Поминки Древних" – это не просто обряды, это способ сохранить наше культурное наследие и сделать его частью нашей собственной истории. Помнить и ценить наши корни, уважать историю и традиции – вот что делает нас крепкими и связанными между собой.

В начале XX века в современном Косинском районе, в районе деревни Войвыл, жители случайно обнаружили могильник, и кости людей вместе с чудскими артефактами. Это открытие стало отправной точкой для установления дня поминовения погребенных здесь людей. Женщины, не зная имен умерших, произносили следующие: "Помяни старых дедушек и бабушек". Духовенство тоже присоединилось к обряду и молилось об усопших чуди. Духовенство было просто вынуждено являться сюда для поминовения и молиться об усопшей чуди». Что поражает, конечно.

Одно из известных мест чудских поминок – Важ Чадзёв; его паломнический ареал составляет куст ближайших деревень (Чазёво, Бачманово, Подъячево, Пеклаыб и др.). Согласно устной традиции, здесь похоронен основатель д. Чазёво по имени Чадч/Чач; по другим вариантам, он захоронил себя вместе с братом, которого звали Бадч/Бач, либо с тремя братьями. Место их «самозахоронения» было огорожено и отмечено деревянным столбом с «крышечкой»; по свидетельству Б.Н. Вишневского, видевшего могильник в 1917 г., к столбу была прикреплена «маленькая икона типа старообрядческих складней», а на земле было заметно «некоторое понижение, как бы след ямы». О посещаемости места свидетельствовали береста от бураков и проржавевший ковш.

По рассказам старожилов, раньше тут «стояла чучкая деревня и чучкая часовня». В 1960-х гг. во время пожара огонь дошел до места, где могильник был огорожен изгородью, и остановился, в чем некоторые из местных жителей видят доказательство его особой «силы».

Более значим Боринский могильник (он же Важ Мокин ‘Старое Мокино’, Сьöд Мокин ‘Чёрное Мокино’, Важ шойна ‘Старое кладбище’, Чучкой шойна ‘Чудское кладбище’), расположенный на небольшом лесистом холме возле д. Борино Кочёвского района. Некоторое время назад на Троицкую субботу сюда приходили не только из ближайших сел и деревень, но и из соседнего Косинского района.

В 1989–1995 гг. посередине поляны стояла старая ель, вокруг которой в траве были заметны небольшие углубления – ямки. Чудесное свойство» этого места проявлялось в том, что поляна не зарастала кустами и лесом, а ямы не исчезали, хотя их не чистили.

Вплоть до 1930-х гг. рядом с елью стояла старообрядческая деревянная часовня без поповского согласия.

Так что традиция поминать «Старых Людей» была зафиксирована в разных источниках конца XIX и начала XX века. Обряды поминания на чудских местах сопровождались молитвами, обращенными к "усопшей чуди". Эти обычаи были зафиксированы даже у населения, которое считало себя русским.

Как происходили эти странные обряды, обращённые к мифическим Предкам, обладавших таинственными силами? Расскажу в следующей статье.

На благо!