Поиск
Колдуны и знахари: живая северная магия

Символика и смысл тайных обрядов

Что же скрывается за этой таинственной практикой поминок «Старых Людей» на чудских курганах? Зачем мы поминаем древних, которых мы даже не знаем по именам? Ответы на эти вопросы могут находиться в глубинах времени и верований. С каждым годом "поминки древних" исчезают из современной жизни. С каждым забытым ритуалом мы теряем часть своих корней и понимания себя.


магия


Прямые Предки или Нечто Большее?

Что делает места, признанные местным населением «чудскими» такими особыми? Места, которые кажутся нам обычными, становятся священными в глазах знающих.

В этих обрядах, в первую очередь, проявляется связь между Мiрами живых и ушедших. Мы верим, что наши Слова достигают родовых Духов Предков. И делается это в особых местах.

Вот как это делалось, по рассказам старожилов:

— «В Семик дети носили на чудские кладбища блины и оставляли их со словами: Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку.

— У чучковников – чудских кладбищ во время поминок говорили так:
Помяни, Господи, чучь (или чудаков)!;
Помяни, Господи, дедушку чучка, бабушку чучиху!;
Помяни, Господи, чучких родителей!;
Помяни, Господи, чучких родителей, чучкого дедушку и бабушку!

— В Семик и в прочие поминальные дни носят на чудские могильники яства, полагая их в берестяные коробочки. Вешая эти коробочки на сосны и ели, растущие на могильниках, говорят: «Помяни, Господи, Чудака NN» (называют имя, которое переходит из рода в род)».


П.М. Сорокин собрал сведения о традиции, существовавшей в северо-восточной части Вятской губернии. Здесь в Семик или в следующую за ним Троицкую субботу жители некоторых селений устраивали поминки чуди. Чучковники располагались возле селений, и каждый посещался только жителями определенных деревень. Насельники этих мест, пришедшие на смену чуди, мотивировали необходимость поминок так:



— Чудь жила до нас, место расчищала; как не помянуть!


Магическое влияние чуди на живущих

Любопытно, что признавали магическое влияние чуди на нынешнюю жизнь. Считалось, что в противном случае чудь может наказать пропажей скота:



— Опять же, помянешь, так спокойнее для скота, а то теряться будет.

— Поминаем затем, чтобы скот не терялся, чтобы скоту легче было, – чтобы скотинка стояла (водилась).

— Обещаемся, и идет в действо, помогает.


Автор приводит рассказ о местном крестьянине, который решил, что поминать не стоит, и чудь его за это наказала: у него пропала лучшая корова, которую нашли павшей на чучковнике – и рога в землю уткнуты.

Приношения для чуди не отличались от того, что обычно несли на кладбище: блины, кисель, рыбный пирог, яйца, молоко, бражка; брагу наливали в ямки, выкопанные в чучковниках. По оценке этнографа, ко времени описания традиция начала выходить из обихода: имелись селения, где перестали проводить такие поминки; в некоторых деревнях к ним враждебно относилось мужское население; повсеместно участвовали только «старухи, женщины и дети».





Как происходил общинный обряд поминовения «Старых Людей»?

Описан обряд на чучковище при д. Рубеж Трушниковской волости, куда собиралось большое число поминающих из соседних и из значительно удаленных селений обеих волостей Кайского края. Обряд совершался в Семик без участия духовенства.

Место поминовений располагалось в поскотине д. Рубеж, где находился «куст» – группа старых елей и сосна с раздвоенной верхушкой (сами по себе они считались священными). По описаниям старожилов, на поляне вблизи “куста” заметны небольшие ямки, как бы следы могил. К кусту каждый приносит, кроме обычных на поминках яств, бражку, а также непременно восковую свечу. Свечи зажигаются и ставятся на ветви одной из елок. На этой елке ранее висел небольшой старинный медный крест грубой работы, кем-то украденный. Он был найден на соседнем поле, где имеются ясные следы чучкого жилья. Здесь-то, по преданию, и жили поминаемые:



— Говорят, что, хотя при пожогах кустарника дважды огонь доходил до “куста”, однако не касался его.


Поминающий, затеплив свечу, обращался к Дедам, произнося обычный заговор поминовения с упоминанием имен чучи. Помянув, каждый отходит в сторону и садится с семейными и знакомыми за принесенные припасы».

Считалось, что поминаемая чудь – жители селения, раньше занимавшего поля д. Рубеж и соседней с ним Заручейской. Примечательно, что чудские имена заменяются в воспоминаниях христианскими: поминались Фарафон, Кирилл, Нистифер или Анцифер, изредка прибавлялась бабушка Пахомовна.

Исчезновение чуди из этих мест объяснялось ее самопогребением. Причиной называли нежелание креститься; некоторые считали, что чудь была крещена, но «по-своему», и не захотела переходить в православие; третий вариант приписывал убийство чуди жидам, т.е. разбойникам (старинное название разбойников).



Особенности поминок чуди как ПервоПредков

Обряд «поминание Старых» начинался с того, что на старую ель прикрепляли бронзовый крест-распятие, к которым подходили с поклонами и целованием участницы обряда. На ветви развешивали дары: бумажные деньги, полотенца, платки; ранее добавлялись самотканые пояса-покромки. К корням дерева клали металлические деньги и поминальную еду: пироги с рыбой, пистиками (молодыми побегами хвоща) или ягодами, шаньги, вареные яйца.

Сюда же в открытых бидончиках ставили питье (пиво, брагу), втыкали в землю зажженные свечи. Некоторые участники обряда старались подать дары (новый платок, полотенце) кому-нибудь из одиноких, бедных старушек.

Далее пришедшие начинают говорить заговорные слова под руководством наиболее опытной знатухи. В ходе обряда произносится народная поминальная молитва, в которой называются имена старых людей. После молебна одна из женщин начинает кадить, обходит присутствующих, окуривая дымом из банки с тлеющими угольками, шишками, мхом.

По окончании обряда другая участница торжественно обносит всех пивом, отпивая, каждый должен произнести: Помяните, всех родителей!

После начинается общая трапеза. Люди располагаются родовыми группами возле «ямок своих предков», общаются, едят принесенную из дома поминальную еду, угощают других участников.



магия


Чудь — это Предки, живущие и наблюдающие за потомками!

Поминкам на чудских могильниках предшествует семейное поминовение умерших родственников. И это показывает, что чудь прочно вошла в народное представление как Предки, с которыми надо поддерживать хорошие отношения.

Причём установившиеся ритуалы, отличающие от простого поминовения умерших, говорят об особом отношении и признании магической силы этих родовых Духов. Силы двоякой — как получение благодеяния, так и кару, наказание в виде внезапной болезни, которую похороненные на старых могильниках насылают за непочитание; кара распространяется не только на людей, но и на домашний скот.

Избавить от нее может только поминовение Старых Людей на определенном месте – не только в ближайшую Троицкую субботу, но и в последующие годы, то есть участие в этом обряде продолжается по овещанию – по обету, данному в первый раз.



Ритуал с Глубокими Корнями

Ритуал поминания чуди имел глубокие корни и многогранное значение для местных жителей. Словно мистическая череда, эти обряды протекали сквозь века, несомненно, несущие в себе богатую символику и традиции.

Эти места и ритуалы представляют собой удивительное окно в древние традиции и верования. Они остаются в памяти местных жителей, как священное наследие, переданное из поколения в поколение.

Любопытно, что до сих пор «чудские места» считаются местами, где смешиваются Мiры, проявляется чужое и потусторонее. В то же время — на Пинеге хотят упорные легенды, что из пещер могут появиться древние старцы, которые открывают знания тем, кто хочет знать. Какую магию приписывают пришельцам, рассказыванию в следующей статье.

На благо!