Поиск
Тайна: что же такое Водокрес?

Встреча Нового года — Васильев Вечер

Людям нужен Новый Год — как окончание старого и начало нового. Это важно, нужно и понятно. Мне нравится старинное выражение — «новое лето», в этом названии действительно обещание тепла, цветов и яркого Солнца. Но со времён Петра Первого что-то не то пошло в нашем государстве — природные встречи нового лета, отмечаемые под весеннее равноденствие (или осеннее, как у поморов), сменилось непонятным «новым годом» в первой трети зимы.

Вот и традиции такие получились — убиваем невинное деревце, закармливаем детей сладким, давимся салатами ночью и встаём наутро поздно с мутными глазами.

Какой смысл видели наши предки в этом празднике?

васильев вечер




Васильев вечер, который сейчас имеет удивительное название «Старый Новый Год» наполнялся важным ритуальным смыслом и был полон трепетного общения с Духами Предков. Этот вечер делил Велесовы святки пополам — до него святки были «святыми», после него — «страшными», полными опасностей от тёмных сил — бесов. После этого вечера обстановка в мире менялась —  Мiр наполнялся ожиданием чуда Большого Водокреса, который непременно случится через пять суток, вечером 18 января.

Народное название этого вечера — Щедрый ужин. У нас на Севере его проводили как обряд, который называли «Баская ужна».


Как отмечали Васильев вечер?



Всплеск святочных гаданий, в первую очередь. Как пишут этнографы:

— Въ этотъ вечеръ дѣвушки собираются или въ «бесѣдную» избу, или къ одной изъ подругъ. Здѣсь варятъ житную кашу и устраиваютъ вскладчину угощенiе. Потомъ начинаются гаданья.


В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «ужна» – «ужин, вечерний стол, еда»; «баской» - «красивый, видный, нарядный, изящный, разубранный, добротный». Потому и понимаем, что «Баской ужной» назван красивый праздничный вечерний стол.

Перед Баской ужной с утра каждый выполнял свое поручение: мужчина должен был наносить во все ёмкости воды, женщина — зерна, дети —дров, бабушки, например, муки и т. д. Этими действиями хотели обеспечить безбедное существование в новом году.

Обязательно мыли избу, вычищали всю грязь, вымывали всякую нечисть, все прибирали; сами ходили в баню. Особых праздничных одежд не было, просто одежда должна была быть чистой, а уж если есть возможность, то и нарядной.

Старожилы добавляют, что «мыли не только избу, но и стол, покрывали его белой вышитой скатертью. Закрывали праздничный стол до того, как сядут за него, чистым вышитым полотенцем». Ставили на стол свечи. Стол накрывали, и застилали сверху другой скатертью. Перед трапезой — открывали, начиная с красного угла, считая это уважением к Богам и Предкам. Этот обычай сейчас почти везде забыт, но старые люди указывают на его обязательность и важность.


Поминальный обряд



В этот вечер за праздничным столом благодарили Богов и Предков, поминали усопших — ставили и вкушали поминальную еду, провожали Дедов, которые птицами улетали обратно в Навь.

Самый главный гость на Баской ужне — Мороз. С его-то образом и связан обряд поминовения усопших, его-то и задабривали киселем. Просили о хорошем урожае, здоровье домочадцев, особенно детей.
В обряде главными действующими лицами были старики и дети. Прежде чем приступить к трапезе, старики или дети, а иногда старики вместе с детьми открывают двери и кликают Деда Мороза:

— Дедко Морозко, иди к нам ужинать! Мороз-Мороз, не бей наш овес (перечисляются злаки, которые мороз не должен был побить), Мороз-Мороз, не бей наших ребят, наших поросят, ягнят... Дед Мороз, иди к нам ужинать, приноси с собой добро. Мороз, Мороз, иди к нам кисель хлебать, не морозь наш овес! Морозко, Морозко, иди к нам ужинать ! Дед Мороз, иди к нам кашу есть! Мороз-Батюшко, иди к нам ужинать. Поешь, так уйдёшь на место!

И три раза открывали-закрывали двери, пропуская Мороза в дом.

Потом, после ужина — пели старинные песни. Со стола не убирали до утра. Для Мороза оставляли свободный (пустой) стул и прибор за столом в течение всего вечера, оставляли на ночь.

Обратим внимание на то, что почти все блюда Баской ужны были ритуально-поминальными. Но видим и другое: кроме еды, направленной на поминовение усопших, на Баскую ужну используются и те блюда, которые готовились при рождении ребенка (взвар, наприме).

Потому, друзья мои, обряд Баской ужны направлен на взаимосвязь смерти и рождения, поминовения усопших и рождения потомков, на преемственность поколений, на жизнь вечную (вспомним и обязательные вареные яйца — символ вечной жизни). Неспроста, видимо, и главными участниками этого обряда были дети и старики.

И, надо помнить о том, что всё это подразумевало почитание Бога Велеса — Водителя Мёртвых, к которому обращали уговоры о благополучии. Возможно, под образом Мороза понимался этот Могучий Бог, одна из основных движущих сил наших Мiров.

Наступало 1 января (14 января по старому стилю). Впереди был Большой Водокрес.
Напишу, друзья, в следующей статье о чуде этого времени.
На благо!