Поиск
Тайна: Неистребимое язычество. Как магичили, несмотря на запреты христианской церкви?

Что такое народная магия?

Работа с родом
Первый курс

Узнать подробнее


В зависимости от того или иного подхода исследователи рассматривают магию по-разному — как мировоззрение, веру; часть религии или нечто противоположное ей; способность, силу; обряд (действие); особое взаимодействие с Тонким Мiром. Вместе с тем большая часть определений понятия “магия” содержит такие ее смысловые составляющие, как “сверхъестественное” (то, что превышает человеческое естество) и “воздействие на человека и природу определенными акциями” с целью изменения или сохранения того или иного положения вещей.

Народная магия представлена, прежде всего, ритуалом, основанным на магическом мировоззрении и своеобразных верованиях и нацеленным на воздействие на природу и человека. На самом деле, не столь принципиально, устанавливается ли контроль над Мiром в целом или над каким-то частным случаем, что, как известно, лежит в основе разграничения высокой и низкой магии. Решающей является идея господства, вла­сти, утверждающая самодостаточность, самоценность человека, его абсолютную свободу от кого и чего бы то ни было и ставящая его равным Богу.

народная магия

Магия — это учение, восславляющее человека, возносящее его на такие высоты, на какие ни религия, ни наука никогда не поднимали его; отсюда неиссякаемое обаяние магии, отсюда ее особая привлекательность.




Удивительные превращения молитвы

Ох, не подобающие отношения между человеком и христианскими Божествами устанавливает народная магия! Подумать только — какое святотатство, с точки зрения христианской религии, происходит при обращении знающего с уговором о помощи! Но это совершенно правильно, если понять, что Знаток, по своему мироощущению — язычник, воспринимающий Богов как своих Дедов.

Христианские целители, отстаивая свою народную магию, указывают на используемые в процессе лечения молитвы, тексты которых содержат обращения к Богу, святым угодникам Божьим, Божьей Матери.

Но, по сути происходящего, в народной магической культуре дистанция между Богом и человеком предельно сокращена. То, что называется «молитвой» по своему практическому применению, словам и чарам, остаётся языческим обрядом.

Эти магические обращения по-прежнему используют Слово (уговор, взывание, благодарение, прошение и различные действия (чары — положение тела, ритуальные действия).

Причём, надо обратить внимание: в христианстве униженную мольбу «раба божьева» к «Господу» подчёркивает неподвижное стояние, коленопреклонение, падение ниц, а в народной магии вы этого не увидите вовсе. Тем самым магический языческий обряд даже не выглядит как христианская молитва.

Что касается наложение на себя креста, которое практикуют целители-язычники (как бы христиане), есть не что иное, как взывание к древнему, дохристианскому символу прямого креста – защитника.




народная магия

От чего лечат деревенские лекари?

Перечень болезней, подлежащих лечению народными магическими средствами, обширен: порча, испуг (переполох, ост­рожка); младенческая — детская эпилепсия; крик — детская бессонница; сглаз; различного рода язвы, воспаления, нарывы — сибирка, рожа, чирьи; припадки (эпилепсия); жаба (стоматит или ангина); звезда — бельмо; ячмень (конъюнктивит); золотуха — детский диатез; грыжа; волос (волосень) — нарыв на пальце; хмель — алкоголизм; кровь — кровотечение; щитовидка — заболевание щитовидной железы; различного рода новообразования — бородавки, килы; свинка — инфекционное воспаление околоушных желез; ожоги; лихорадка; лопушница — корь; бесно­ватость, кругота — душевные заболевания, и др.

Так, знахарки рассказывают:

“Порчь личю, младенческую, килы фсе, кругавых личю, усех личю, бисавых личю”.
(Жидких А.И., 80 лет, пять классов образования, с. Большие Алабухи, Грибановский р-н, 1996 год)

“Вот свинка хадила у нас па сялу. Хто иё выличил? Бапки!”
(Абрамова М.Ф., 81 год, неграмотная, с. Бирюч, Таловский р8н, 1998 год)

“Вот адна маладая жэнщина в обмарак падала, ни ат балесни какой. Врачи-та ничяво ни нахадили, пасаветавали к бапки или деду абратитца. Мать — к деду, он ей вадичку нагаварил, через некатарае время памагло маладухи”.
(Целовальникова Е.Н., 1904 г.р., малограмотная, с. Верхняя Хава, Верхнехавский р-н, 1998 год)



Что умеют деревенские маги?

Умения знатков ограничены семейными и хозяйственными отношениями и редко выходят за эти рамки. Самое частотное действие, приписываемое колдуну — это портить других людей, скот, постройки. Испорченному человеку жена может показаться чёртом, муж также не избавлен от этой участи:

«...в доме ц’ёловек как ц’ёловек, муж как муж, а в баню придёт — мохнатой сидит. Ц’ёрт».


Если кинута остуда, муж и жена могут казаться друг другу мышами или жабами. Это значит, что остуда наведена с помощью слов, где были упомянуты различные гады:

«...надо вспомянуть, какая гадость ползает по земле: лягухи, мыши, змеи».


Причины порчи банальны: это либо месть брошенной девушки или парня, или облачённое в магические одежды нежелание родителей женить или выдать замуж своего ребёнка. Сюда же относятся и маргинальные случаи, когда жена портит собутыльника своего мужа.

Помимо того, что знатки могут работать с порчей, они закрывают скот и людей. Это особые умения, роднящие магических специалистов с Духами-Хозяевами. Если человек или скот закрыты, то это значит, что его не видят те, кто его ищет. Так же, когда пастух заключит договор с лешим, медведь или волк пасется в стаде коров, не видя их.

Интересна история, когда люди в поисках коровы отдыхают на самой же корове, думая, что это поваленное дерево:

«Потом сходили там, какой был колдун, ц’ё ли. И этот колдун им открыл, оне пришли, говорит: мы на корове сидuли, сидел мужик, курил, коробок спиц’ек оставил, пришли, и коробок этот на корове. Правда ли нет?».


Многие знатки используют ведовские приёмы, чтобы уберечь стадо, умеют искать потерявшихся людей. Поиск утопленников предполагает специфические умения знатков. Так, на утопленника указывает пущенная по воде свеча: там, где она остановится, следует искать тело.

Знающие предсказывают будущее, судьбу ушедших на войну, гадают о том, выздоровеет ли человек или умрёт.

— Эта женщина иконку сбрызнула, а что она потом с этой водой сделала?
— А ниц’его так. Выплеснула, и всё.
— Просто ополоснула?
— Да, и всё. Просто. А на иконке со... иконка-та, она прикоптела, ак она полоски-те сделала, вода дак видишь, пыль-то ей, просветь-то есь. Если бы, просвети не было, вот этих капелек — дак, — говорит, — она бы не поправила[сь]... А просвить ли есь — поправится.


Наиболее частое колдовское умение, весьма широко распространённое, связано с любовной магией. Приворожить можно, используя наговорённые напитки, еду и части животных, предметы. Однако наиболее распространено в таких случаях использование месячных, размешанных в вине.

Интересен следующий рассказ про приворот и отворот. Для этого необходимо поймать лягушек во время спаривания, положить в мешок, завязать на три узла чёрной ниткой, положить в муравейник; когда останутся кости, взять кость-крючок — цеплять девок, и кость-лопатку — отталкивать девок, когда будут надоедать.

Колдуны могут испортить свадебный стол, так что гости, пришедшие на свадьбу, через короткое время разойдутся по домам. Рассказывали и байку о превращении людей на свадьбе в волков.

Колдуны на свадьбе останавливают лошадей, кидая перед свадебным поездом стручок с девятью горошинами внутри и приговаривая:

«Тридевять горошин, тридевять пудов гороху, тридевять пудов жених, тридевять пудов невеста, не взять коням с места».


Имеется в виду, что горох и молодожены настолько тяжелы, что кони не могут сдвинуться с места.

Некоторые жители деревни, чтобы специально попасть за свадебный стол, останавливали свадебный поезд и, таким образом, до конца жизни были почётными гостями на каждой свадьбе.

Кроме того, знатки лечат различные болезни: от простуды и до рака; избавляют дома от насекомых не только с помощью мелка «Машенька» или дуста, но используют при этом чародейные методы:

«Дак тут кто знал, отправлял в бурлаки. В бурлаки [тараканов] отправлял. Ну, вот бурлаки, вот пошли они в бурлаки — паспорта рвут. Паспорта — бумагу рвут, кидают, уйдут и совсем. Надо слова знать. Когда отправляет, тогда и говорить».



народная магия

Как лечат народной магией?

До сих пор народная медицина остаётся одной из наиболее живых традиционных практик. При этом стоит заметить, что она имеет мало общего с тем, что называется народной медициной в современной городской культуре, т. е. с лечением травами.

Традиционная медицина прежде всего пользуется магическими средствами: заговорами и сопровождающими их произнесение обрядами. В деревнях эта практика тем более актуальна, что собственно медицинская помощь остаётся труднодоступной ввиду удалённости лечебных учреждений и низкокачественной.

Вместе с тем традиционная медицина весьма сильно отличается от современной не только способами и методами лечения, но и самим перечнем болезней, их диагностикой (озором), отношением к ним.

Многие болезни, которые считаются совершенно разными в медицине научной, народная объединяет в одно заболевание на основании сходства симптомов или общности мифологических представлений. Так, например, термин грыжа, за которым в современной медицине стоит вполне определённое заболевание, в народной традиции означает болезнь любого внутреннего органа.

Все они объединяются в одно на том основании, что человек испытывает сильную боль, напоминающую укус (болезнь грызёт человека). В зависимости от места боли выделяется до сорока разновидностей грыжи: пуповая, паховая, подпятная, подноготная, головная и т. п.

Лечение обычно представляет собой магическое воздействие на болезнь, представляемую как некое существо, или на её симптом, причём часто в качестве лечения на болезнь оказывается воздействие, аналогичное тому, которое она оказывает на человека: грыжу загрызают, закусывают (покусывают больное место, произнося при этом заговор), боль в ушах закалывают ножницами, утин (радикулит; название происходит от глагола со значением «рубить») символически засекают, рубят топором и т. п.

Причины заболевания тоже представляются иначе: болезнь может попасть в человека по ветру, человек может набрести на неё по пути (она лежит на дороге в виде какого-либо обыкновенного предмета), выпить её с водой и т. п. Болезнь также может насылаться на человека, умышленно (порча) или неумышленно (сглаз, оговор). В соответствии с этими представлениями и выстраивается лечение: если человек внезапно тяжело заболел, ищут порчу, которая обычно имеет материальное воплощение (клок шерсти, гвоздь, ещё какой-либо предмет, подброшенный в дом), гадают, кто мог испортить, или снимают сглаз — необходимо определить, сглазили ли больного и кто именно это сделал.

С этой целью в воду бросают горящие угли, каждый из которых соответствует одному из тех, кто мог бы сглазить: чей сильно зашипит, в том и причина.

Умением излечивать серьёзные болезни обладали лишь особые люди: знатки, к которым ходили брать слова. Они лечили на месте или наговаривали заговор на какой-либо предмет и давали его больному с указанием, что дальше делать.

При этом способы лечения ряда мелких заболеваний, таких как бородавки, ожоги, нарывы, были всеобщим достоянием. Хотя в ряде случаев, когда домашние методы не давали результата, приходилось идти к знахарю.

Также в магическом ремесле важно взаимодействие Знатка и Страждущего.



Использование знания

Обычно магические действия производятся если не в тайне, то без участия посторонних. Текст же заговора никогда не произносится вслух отчётливо — знающий его шепчет или произносит слова про себя.



Лечение на расстоянии

Знахарь не должен обязательно совершать обряд непосредственно над больным. Он может дать слова — наговорить их на какой-либо предмет и сказать пришедшему, как поступать с предметом (например, наговорить заговор на растительное масло и велеть мазать им ожог или больной зуб). Человек, взявший слова и несущий их больному, не должен ни с кем разговаривать, останавливаться, переходить через реку, иначе слова утратят свою силу.



Оплата лечения

Обыкновенно за услуги, оказываемые знающими, не принято платить деньгами — только отдаривать. Знахарям приносят в дар съестное или куски ткани, полотенца, платки. Однако в последнее время практикующие знахари часто отказываются от этого правила и принимают деньги, которые, тем не менее, не берут в руки, а велят положить в указанное место.

При этом знатки, практикующие в основном в границах собственной деревни и не принимающие незнакомых людей, часто вовсе отказываются от платы, отказываясь и признавать себя знающими.


***

Именно в бытовой жизни славяне оказываются язычниками, даже если ходят в церковь исполнять христианские обряды. Возможно ли на возрождении язычества построить возрождение славянской культуры. Порассуждаем об этом в следующей статье.

На благо!