Поиск
Тайна: Неистребимое язычество. Как магичили, несмотря на запреты христианской церкви?

Возрождение национального самосознания через язычество?

Работа с родом
Первый курс

Узнать подробнее


Что же сейчас происходит с язычеством? Россия — многонациональное государство, но давайте честно признаем, что это русская территория. По данным последней переписи 2021 года, 81% населения, по крайней мере, называют себя русскими. Значит, восточными славянами определяется культура государства.

Что происходит с верой? Это трудно выяснить путём опросов, но, сравнением различных данных статистики пришли к таким выводам:

58,8 млн или 41 % — исповедуют православие и принадлежат к РПЦ

5,9 млн или 4,1 % — исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами

2,1 млн или 1,5 % — исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ и не являются старообрядцами

400 000 или 0,2 % — старообрядцы

36 млн или 25 % — верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют

1,7 млн или 1,2 % — исповедуют традиционную религию своих предков, поклоняются Богам и силам природы

Получается, что около 84 млн в нашей стране — те самые, скрытые язычники, которые внешне приняли христианство, но в своей основе остались наследниками культуры наших Предков. Возможно ли духовное возрождение нашей страны, построенное на вере в древних Богов и Предков. Что представляют собой языческие верования в настоящее время?

Поговорим об этом!

возрождение национального самосознания через язычество, народная магия

Что называют «язычеством»?

Анализируя происхождение язычества (и возникновение самого термина), академик Б. А. Рыбаков обращает внимание на его неопределенность: "Язычество" — крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.

Язычество сейчас представляет собой смесь древних воззрений, верований и культов природы и стихий. Проявляется язычество через поведение людей, обычаи, традиции, образ жизни, фольклор.

Поэтому понятия «народная культура» и «язычество» во многом совпадают. Обращаю снова ваше внимание на то, что славянская культура в своей основе по-прежнему языческая. Потому и восстановление национального самосознания, скорее всего, связано именно с укреплением этих ценностей.




Во что верят язычники?

Для язычества важна уходящая в глубину веков религиозная традиция — одухотворение сил природы, вера в добрых и злых духов, управлявших, по мнению язычников, стихиями и отдельными объектами на земле (духи дерева, огня, водного источника).

Сакральный мир язычников неразрывно связан с мифологическим сознанием, передающееся по наследству. На практике этот опыт реализуется в культе небесных божеств высшего порядка, культе предков и духов-хозяев местности, а также других природных объектов.

Священные знания принимают форму связных рассказов о Богах, Предках и героях, в которых передаются основные нравственные заповеди.

Для современного исследователя привычнее смотреть на религию с точки зрения веры, религиозного и даже философского учения. Но язычество славянских народов развернутого вероучения как такового не имело и состояло из ритуалов и обрядов.




возрождение национального самосознания через язычество, народная магия

Особенности языческого Мiропонимания

В языческой духовной культуре не было ничего произвольного, случайного:

  • Святые места не потому, что они освящены, а потому, что они находятся в святом месте;
  • Святое место — это место соединения Мiра Яви и Иного Мiра, и поэтому обладает духовным свойством соединения человека и Богов;
  • Магические действия, проводимые общиной, семьёй или отдельным человеком — это обращение к Высшему Мiру для благоприятных изменений пространства-времени: вызвать дождь или прекратить его на время сенокоса и уборки хлебов; обеспечить удачу на охоте или в бою и прочее.
  • Славянские народы почитали большое количество Богов, Духов-Хозяев и всевозможных мифических существ; в отличие от многих других народов, в славянском сознании не были сформированы ни устойчивый страх перед Богами, ни чувство рабской подчиненности им, напротив, между ними сложились «родственные» отношения. Аграрно-семейный культ основан на родственных отношениях с Божествами, которые, в свою очередь, между собой тоже оказываются родственниками и добрыми соседями. Не особенно страшились люди и злых божеств и духов: во взаимоотношениях с ними главным было научиться ладить друг с другом. Многочисленные божества и духи могли повлиять на жизнь человека и положительно, и отрицательно.
  • Неотъемлемой составной частью мировоззрения славян в обыденной жизни было различение потустороннего и этого Мiров. Однако полного их несовпадения, разграничения не было и не могло быть. Жизнь за чертой смерти представлялась продолжением земной. Мiр, который встретит человека за порогом смерти, создан по образу и подобию этого Мiра. В язычестве слабо выражена мысль о загробном воздаянии за земные прегрешения, напротив, имеет значение не то, как человек жил, а то, как он умер, благой ли смертью.
  • Мiр мёртвых был связан с земным через культ родовых Предков, игравших важную роль в жизни живых. Предки, находясь «там», незримо присутствовали «здесь»: у них искали помощи и совета, они оставались частью большой патриархальной семьи.
  • По представлениям язычников, человеку не дано существенно влиять на свою посмертную судьбу. Отсюда — отсутствие понятия греха, проблемы спасения души и др. Интересы язычника сосредоточены прежде всего на реальном, земном его существовании - на избавлении от бедствий и материальном благополучии, на успехе, в первую очередь - хозяйственных дел.
  • Языческие Божества и Духи населяют то же самое реальное пространство, что и люди. Видимый и невидимый Мiры были едины, и события видимого Мiра в каждый момент и в каждой точке зависели от сил невидимых.


Разница между убеждённым христианином и язычником


Местонахождение божественности

В представлениях христиан и мусульман ценность окружающего мира проистекает от богоданной способности человека выполнять волю Всевышнего, который, создав мир, счел его достойным себя.

Язычник придерживается иной точки зрения: для нас божественность проявляется внутри окружающего мира и отчасти растворена в том же мире, где мы живём.

Мир повседневный никогда не отделен полностью от Священного, а потому обладает самоценностью, которую люди обязаны уважать и которая вполне независима от их личных предпочтений. Самоценность мира для язычника обусловлена тем, что он является частью Божественного, а не творением божественной силы.



Жизнь и смерть

Большая разница в восприятии «Того Мiра». Загробный Мiр был неким нематериальным повторением Яви, мертвые превращались как бы в духов, сам же «тот» Мiр находится над «этим», то есть на небесах.

В сравнении с христианскими, иудейскими и мусульманскими воззрениями решение проблемы жизни и смерти кажется достаточно простым и линейным. Со смертью погибает лишь материальная основа человека, а нематериальной основы, к которой относилось также имя человека, смерть не касается. Следовательно, душа его может жить вечно, правда, если для этого созданы соответствующие условия.

Такое отношение к смерти как естественному для всех живущих концу, как закономерной судьбе каждого и нормальной смене одного состояния другим (с перспективой земного же состояния в ином Мiре) было характерно для всех язычников до принятия христианства.



Судьба и Воля Творца

Язычники больше верят в судьбу и Волю Творца. В системе традиционных представлений о внешнем мире «природа - человек» у язычника властвует первая составляющая, в отличие от христианства и ислама, в которых человеку отводилась более активная роль, признавались личная ответственность за свои слова и дела.

Нет, однако, оснований однозначно предполагать, что язычник слепо верил в неизбежность. Просто поиск смысла жизни всегда направлялся не на собственную исключительность, а на слияние с Мiром как способ приобщения к Природе-Космосу.

Хотя практическая сторона сознания и практический опыт оставаются первичными. Если бы язычники смотрели на мир только "сквозь магический кристалл", человечество просто не состоялось бы. Вместе с тем уверенность в возможности реального существования чудесного, сверхъестественного необыкновенно сильна, как ни у кого другого.

Языческая традиция сосредоточена главным образом на передаче знаний, с помощью которых люди получают право исполнять определенные обряды. По сравнению с монотеистическими религиями, мы уделяем внимание не столько общим верованиям, сколько общим обрядам, в которых достаточно места для личных вариаций при условии, что линия наследования остается непрерывной.




возрождение национального самосознания через язычество, народная магия

Как народ терял своё самосознание?

К сожалению, во время вынужденных переселений и гибели носителей самосознания (жрецов, воинов, вождей), славяне частично теряли накопленный веками опыт общения со «своими» ключами и рощами, и священными деревьями.

Происходил резкий, болезненный разрыв памяти, разрыв связей между «своими» духами и могилами Предков, остававшимися на занятой чужаками территории. Вынужденные переселения печально влияли на преемственность поколений, на передачу мифологии, снижая уровень самосознания и духовной жизни.




Русская вера – какая она на самом деле?

Этническое самосознание русского народа сформировалось в дохристианские времена, на этом стоим. Русские до прихода на их землю христианства более века жили в собственном государстве, поклонялись языческим Богам. Исконно русская культура была языческой.

Христианство же было чужой, привнесенной, навязанной народу Древней Руси религией. И в борьбе христианства с языческой религией и культурой народ отстаивал свою этническую культуру, свою этническую самобытность. В результате этого многовекового соперничества, не обходившегося без насилия, кровопролития, народная мудрость создала приемлемую для себя новую конфессию — русское православие.

Русское православие - это не христианство. Это гибрид византийского ортодоксального христианства с русским язычеством. Сегодня трудно сказать, чего же больше в этом скрещении: христианского или языческого.

В церквях, безусловно, представлено каноническое христианство. В ней православный верующий чувствует себя христианином. Здесь и стены расписаны по-христиански, и иконы христианские, и поп христианский, и хор поет по-христиански, и сам прихожанин, всячески возвеличивая бога и унижая свое человеческое достоинство (называя себя рабом божьим, немощным, недостойным, отбивая поклоны у ног своего господа), молится по-христиански.

Дома же, в быту славянин во все времена оставался язычником, вся снедь на его праздничном столе состояла из языческих яств: блины, пироги, куличи, кисели, яйца крашеные, мед-пиво и т.п. - все это с языческих времен. И песни в престольный праздник пели языческие, а не псалмы. И плясали не по-церковному.

В хороводах, играх, танцах, плясках, песнях, состязаниях на силу, ловкость, быстроту, в кулачных боях и других языческих потехах, в отличие от церковного уныния, народ, особенно молодежь, вопреки церковному осуждению, показывал удаль, красоту, мастерство, умение, творчество, жизнелюбие, обожествлял и славил природу, восхвалял матушку-зиму, весну-красавицу, лето красное, щедрую осень, и не только выражал надежду на их благосклонность, помощь и поддержку, но и демонстрировал желание, готовность добиваться всего своим трудом, своими силами.

Не Иисус Христом был в центре языческих праздников, а человек.

Вплоть до ХХ века русскую усадьбу не покидали овинник, клетник, банник, конюшник, сараюшник, домовой, окружающая природа была населена полевыми, лешими, водяными, русалками, кикиморами, словом, Духами – Хозяевами.

Они составляли повседневное окружение православного верующего. С ними считались, их побаивались и уважали, ругали и ублажали, иных даже наказывали или вознаграждали.

Древних русичей охраняли былинные богатыри и витязи, опекали добрые волшебники, духи, пользующиеся непререкаемым почитанием. В массовом религиозном сознании все они уживались с христианскими образами, которых в жизни православного мужика было гораздо меньше, чем языческих. Эти персонажи и обычаи, обряды, ритуалы, связанные с ними, постоянно напоминали народу об истоках его национальной культуры, безусловно, оказывая свое воздействие на его национальное мышление.




Что происходит с язычеством сейчас?

Сегодня вера во многом утрачена, из русского быта ушли хороводы, пляски, игры, народные музыкальные инструменты. Связанные с патриархальным сельским укладом жизни, в новых условиях они оказались неуместными.

В колхозный молотильный ток не пришел овинник, в коммунальную баню - банник, в машину не вселился дворовой, разве что домовой в городской квартире переквалифицировался в барабашку, на смену волхвам, кудесникам, колдунам пришли телепаты, экстрасенсы, гипнотизеры, даже Утгарду-Хаосу нашли замену: по мнению одних - это коммунисты, по мнению других - демократы.

Но они (обитатели старины далекой, обычаи предков) не совсем забыты. Они живы в сказках, легендах, преданиях и, утрачивая религиозную суть, оживают в творчестве поэтов, писателей, драматургов, композиторов, художников, ибо именно в них национальный колорит народа, его истинные духовные ценности, исконный русский дух.

Несомненной заслугой язычества является то, что оно донесло до нашего времени изначальные духовные ценности народа, его высокогуманные идеалы, утверждающие дух, высокие нравственные традиции, этническое самосознание.




Трудности возрождения

Благие намерения родноверов-язычников натолкнулись на большие трудности — не только языческие религиозные представления, но и целые пласты исконно русской языческой культуры были давно утрачены в противостоянии с христианством.

Важнейшие жанры русского искусства (скульптура, инструментальная музыка, светская живопись, народный театр, осужденные церковью как идолопоклонство, бесовское наваждение, дьявольское искушение и т.п.) стали возрождаться лишь в XVIII веке после упразднения Петром Первым Патриархии и передачи управления церковью Синоду, что умерило безапелляционное вмешательство духовенства в культурную жизнь народа. Но уже была прервана преемственность в развитии национальной культуры, многие ее сферы воссоздавались только по западным образцам.

Поэтому и сегодня русская национальная культура, в существенной мере утратившая свои исконные корни, так легко уступает свое место американизированной массовой культуре с ее культом индивидуализма, наживы, потребительства, насилия, низменных страстей, животных наслаждений.

А религиозный компонент русского язычества оказался в наши дни вовсе забытым, ибо именно против него пришелся главный удар христианства. Поэтому нынешние его реставраторы не столько возрождают традиционное русское язычество, сколько создают его заново в соответствии со своими представлениями и пристрастиями. Иногда «перегибают палку» в сторону национализма.




возрождение национального самосознания через язычество, народная магия

Чем привлекает язычество сейчас?

Язычество — светлая часть духовной жизни, оно создано народом для выражения своих сокровенных интересов. Но помним, что язычество — это форма бытования, выраженная в религиозной форме.

Важные обряды (рождение ребенка, имянаречение, вступление в брак, похороны, поминки, начало и окончание сельскохозяйственных работ и многое другое), носят языческий характер, и, тем самым, приобретают высший смысл.

Именуются же так язычество не только потому, что родилось в древние языческие времена, но и потому, что не имеют отношения к так называемым мировым религиям (прежде всего, к христианству) и не санкционированы ими.




Сможет ли язычество стать основой возрождения Руси?

Скажу так: пока славяне остаются по своей сути язычниками, надежда есть.

Но препятствия здесь такие: язычество — продукт определенной эпохи, эпохи тесной взаимосвязи его с другими элементами культуры, их тесного взаимодействия, эпохи, когда вся этническая культура была пронизана языческим духом.

Сегодня другие времена. Основные пласты национальной культуры подверглись воздействию даже не всех остальных религий, а новых социальных условий, более высоких интеллектуальных потребностей, инонациональных культур, общероссийской, мировой культуры, в существенной мере утратившей и этнический, и религиозный колорит. Христианская церковь также сейчас ослаблена, многое, что она творит, не может быть принято современным человеком.

Есть Российская Федерация — государство другого типа, многонациональное, светское государство, которое, тем не менее, на государственном уровне поддерживает именно христианство.


***

Все это, отнюдь, не означает, что все духовные ценности, признаваемые за язычеством, утратили свою значимость, и оно не исчерпало свои возможности по формированию национального самосознания.

И всё таки — не пора ли вернуться к вере Предков и способствовать сохранению России, возрождению ее могущества, авторитета, славы?

Будем мечтать об этом вместе, друзья!

На благо!